Скромные успехи ЕЦБ
Европейский центральный банк добился лишь скромного успеха в оплаченном деловыми кругами по всей Еврозоне сокращении значительных различий в процентных ставках, которые продолжают держаться в области максимумов, установленных в разгар регионального долгового кризиса. Компании в наиболее слабых экономиках Еврозоны по-прежнему сталкиваются с высокой стоимостью кредитования, по сравнению со своими конкурентами, например, в Германии, согласно межрыночному исследованию, проведенному в Goldman Sachs. Масштаб дивергенции уменьшился после достижения максимального значения в мае 2013 года, однако он выше, чем в середине 2011 года. Уровень разрыва разочарует ЕЦБ и будет способствовать усилению волнений, касающихся ограничения кредитных потоков из частного сектора в “периферийные” экономики Еврозоны. В начале декабря председатель банка Марио Драги предупредил о том, что “дальнейшее сокращение разрыва на кредитных рынках Еврозоны имеет первостепенное значение”.
ЕЦБ сократил официальные процентные ставки, а Драги пообещал предотвратить распад Еврозоны. Эти меры значительно снизили доходность по государственным облигациям периферийных стран. Но последствия не коснулись процентных ставок, взимаемых банками в таких странах как Испания или Италия. “В Европе мы пересекли важную черту, и острая, финансовая фаза кризиса осталась позади. Но выздоровление финансовых рынков … протекает медленно и нерешительно”, отмечает Хув Пилл, европейский экономист Goldman Sachs, который ранее занимал руководящую должность в отделе монетарной политики ЕЦБ. Если серьезный разрыв превратился в отличительную особенность Еврозоны в долгосрочной перспективе, то это ставит под сомнение применимость единой монетарной политики, предупреждает Пилл. “Если нам придется существовать с таким кредитным разрывом, перспективность монетарного союза в конечном итоге окажется под вопросом”.
Различия подчеркивают слабости банковской системы Еврозоны, с которыми политики в срочном порядке пытаются справиться. Они также отражают рост внимания финансовых рынков к локализованным рискам и к влиянию, которое оказал кризис в Еврозоне на представление об угрозах дефолта. “Греция потерпела дефолт, а Кипр близок к выходу из состава Еврозоны – мы выпустили джинна из бутылки. Потребуется очень много времени, чтобы засунуть его обратно”, – отметил Джулиан Кэллоу, международный экономист из Barclays. “Процентные ставки по-прежнему высоки в тех странах, которые сильнее всего нуждаются в более низких процентных ставках”. Индикатор различия процентных ставок от Goldman Sachs измеряет межгосударственные отклонения в процентных ставках, взимаемых банками Еврозоны по различным кредитам, выдаваемым коммерческим предприятиям. В мае 2013 этот индикатор достиг максимума в 4.7% и упал до 3.9% в октябре, самые последние данные были доступны именно для этого месяца и они продемонстрировали минимальное значение с сентября 2011 года.
Политические деятели в Еврозоне надеются на то, что создание европейского “банковского союза” с нормативно-правовой и банковской базой поможет разорвать связь между стоимостью кредитования для банков и для государств. Но аналитики считают, что процентные ставки в различных странах всегда отражают различия в платежеспособности заемщиков. Кроме того, ЕЦБ восхваляет эффективность “секьюритизации” – объединения займов для распределения между инвесторами – как способа улучшить кредитные потоки в малые и средние предприятия, создающие рабочие места, в периферийных странах Еврозоны.
По материалам The Financial Times