Следующий стратегический шаг свяжет Китаю руки

Следующий стратегический шаг свяжет Китаю руки

Снижение процентной ставки в Китае рассматривалось как явление само собой разумеющееся на протяжении уже нескольких месяцев. Но совсем свежие данные говорят о том, что эта стратегия обещает быть куда рискованнее, чем кто-либо мог предполагать, даже не смотря на то, что у Пекина нету большого выбора действий.

Путем консенсуса на Уолл-стрит было решено, что в данный момент политикой Китая должно быть сокращение ключевых процентных ставок, чтобы сохранить деньги, “протекающие” через его экономику. Это, в принципе, та стратегия, которая предполагается, если есть проблема с внутренним спросом, с чем как раз столкнулся Китай.

“Прошедший год характеризовался более интенсивными движениями, ведь нужно было поддержать внутренний спрос. В том числе это было и снижение процентных ставок”. – недавно написал экономист Bloomberg Том Орлик. “Мы склонны ожидать, что история повторится, так как шансы неизбежного перехода к более низким процентным ставкам увеличиваются”.

Центральный Банк Китая снизил учетную ставку 4 раза с ноября месяца, поэтому не нужно считать это ключевым поворотным моментом – это больше напоминает добавление смазки к механизму китайской экономики. Это меры прямо из учебника для финансовых регуляторов.

Но кое-что все же изменилось с тех пор, как было проведено самое последнее снижение ставок, что делает учебник устаревшим; так что в этот раз регуляторам стоит быть немного осторожнее.

И это “кое-то” – уровень инфляции в Китае, который приближается уже к 2%:

“Индекс потребительских цен, скорее всего, поднимется выше 2% за два месяца, что может быть проблематичным для принятия решения по поводу ставок”, – недавно сообщил Вэй Яо (Societe General).

Чтобы понять, почему это является действительно проблемой, стоит рассмотреть следующее:

Ключевым показателем здесь является цена на свинину, которую можно назвать основой питания китайского населения. И цена эта выросла на 17.4% за последние три месяца. До этого настолько глобальные изменения были в 2011 году (20.8%) и в 2007 (15.4%).

В 2007 и 2011 китайская экономика “перегревалась”, что было особенным предлогом поднять процентные ставки, особенно потому, что рост цен на свинину в прошлом предшествовал росту цен по всем направлениям.

Тем не менее, сейчас ситуация отличается: экономика неумолимо падает, и регуляторы просто не могут поднять ставки. Чиновники должны снизить цену, особенно, если они собираются стимулировать приток инвестиций в инфраструктуру, чтобы помочь ослабевшему рынку недвижимости. Китайское правительство намерено выпустить облигации. Чтобы сохранить ликвидность в ходе этого процесса, необходимо снизить процентные ставки, что особенно важно. Но это также усиливает инфляцию в системе.

В этом случае, если инфляция будет продолжать расти, Центральный Банк будет весьма ограничен в своих реакциях. На данный момент проблемы на рынке недвижимости являются более актуальными.

А вот вся остальная экономика Китая находится в режиме дефляции на сегодняшний день. Индекс цен производителей в стране падает, и, следовательно, компании зарабатывают меньше. В целом, в обороте находится меньшее количество денег, чем во время последнего «свиного цикла» (по терминологии банка Societe Generale)

На этот раз простым китайцам будет сложнее идти нога в ногу с ростом цен, чем это было раньше – в стабильные времена. И, если они не смогут, Китай, опять-таки, не повысит процентные ставки, чтобы остановить этот рост, так как остальная часть экономики должна оставаться в своем текущем состоянии.

Другими словами, если инфляция поднимется, руки Центрального банка будут связаны.

Вэй Яо из “Societe Generale” был уверен, что правительство Китая не будет снижать ставки снова – слишком тонкий процесс, – по крайне мере, до следующего года. Но его мнение поменялось после недавнего всплеска неверных данных в июле – включая слабые продажи автотехники и низкое инвестирование по всем другим направлениям.

Но сейчас все больше складывается впечатление, что выбора у Китая просто нет, хотя рост цен привел к тому, что оправдались страхи правительства – начались гражданские беспорядки.

И это самое худшее.

Линетт Лопез, Business Insider