Турция делает ставку на ядерную энергетику
Уже в шестой раз за четыре месяца Девин Багчеджи посещает Аккую в турецкой провинции Мерсин. Стоя перед сводной оградой на месте строительства будущей атомной электростанции (АЭС), он качает головой. “На сегодняшний день мы не знаем, чего ожидать. Проект – крайне непрозрачный, и это разочаровывает”, – отмечает активист в сфере энергетики и климата экологической организации Greenpeace.
На этом месте турецкое правительство планирует построить свою первую АЭС в сотрудничестве с российской компанией “Росатом”. Контроверсионный отчет о влиянии этого проекта на окружающую среду лишь недавно был утвержден турецким министерством окружающей среды. Строительство АЭС собираются начать в середине 2015 года.
Активист Багчеджи отмечает, что Greenpeace и много других неправительственных организаций выражали министерству беспокойство по поводу запланированного строительства. Однако, несмотря на это, ведомство утвердило отчет еще до того, как он был обнародован. “Мы не знаем, были ли приняты во внимание наши возражения. Вероятно, что нет”, – заявил он DW.
Неопределенное будущее
Кроме того, также существует проблема захоронения радиоактивных отходов, отметил активист. “Хотя в докладе об экологической оценке указано, что отходы должны отправляться в Россию, все еще остается много вопросов. Мы, например, не знаем, как будут транспортироваться отходы. Или отправлять их через Босфор и Стамбул? Это очень важно для нас, ведь это представляло бы риск для здоровья около 17 млн человек, которые живут в Стамбуле”, – подчеркнул Багчеджи.
Во время своих визитов в Аккую активист часто говорит с жителями, на жизнь которых повлияет данный проект. “Люди разочарованы, ведь никто не спрашивал их мнение. Они не были вовлечены в процесс принятия решений”, – отметил он. План строительства АЭС в Аккуе находился в разработке около 40 лет, поэтому инвестиции в туристический сектор региона за это время не осуществлялись, а значительная часть молодежи уезжала, рассказывает Багчеджи. “Люди, которые выращивают фрукты и овощи в непосредственной близости от запланированной станции и экспортируют свои товары, беспокоятся за будущее их бизнеса”, – добавляет он.
От импортера в экспортера
Турецкое правительство до 2023 года хочет производить 30 процентов от потребностей страны в электроэнергии с помощью местных возобновляемых источников. Несмотря на критику как внутри страны, так и за ее пределами, Анкара остается полной решимости удовлетворять свои потребности в электроэнергии прежде всего за счет атомной энергетики. Амбициозный план предусматривает строительство трех АЭС к 2023 году.
Турция импортирует 72 процента своей энергии из-за рубежа и занимает второе место в мире после Китая с точки зрения роста спроса на энергоресурсы. Потребление электроэнергии в стране за последние десять лет почти удвоилось с 130 млрд киловатт-часов до примерно 240 млрд. Кроме того, правительство в Анкаре говорит об “обязательстве” привлечь ядерную энергетику в энергообеспечение страны, чтобы уменьшить зависимость от поставок энергоносителей из-за рубежа.
“Ожидается, что наш спрос на энергию удвоится в течение следующего десятилетия. Сейчас мы импортируем целых 72 процента от наших энергетических потребностей, но, как только наши атомные электростанции заработают, мы не будем вынуждены импортировать даже трети от нашего нынешнего импорта природного газа”, – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. “Наш счет за газ уменьшится на 7,2 миллиарда долларов, и мы даже сможем стать экспортером энергии”, – добавил он.
Ядерная энергетика нужна?
“Турция не нуждается в атомных электростанциях. У нас в стране много ветра и солнца, которые могут быть использованы для выработки большого количества энергии”, – отмечает глава департамента энергетики Университета Стамбула Танай Сидки Уяр, он же президент Европейской ассоциации возобновляемой энергетики Eurosolar. Технологии, используемые при генерировании энергии из возобновляемых источников, в настоящее время также стали дешевле, чем когда-либо, отмечает он.
“Турецкое правительство, однако, не осознает их потенциала, и власть не предоставляет достаточно лицензии, в частности, для строительства ветровых электростанций”, – сообщил Уяр в комментарии DW. Он добавил, что власть ориентируется в основном на уголь, ядерную энергетику и газ.
Критикуя отсутствие прозрачности при составлении отчета по экологической оценке строительства АЭС, эксперт по энергетическим вопросам отметил, что не хватает ясности и открытости по вопросу утилизации ядерных отходов. Уяр также критикует Европейский Союз за исключение энергетического раздела по переговорам о вступлении Турции в ЕС. “Этот шаг со стороны ЕС удержал Турцию от принятия разумной энергетической политики”, – утверждает он.
Сенада Соколлу, Екатерина Каплюк