У Китая кончаются ресурсы для реструктуризации экономики
Если мы согласимся с утверждением, что Китай должен восстановить, и восстановит баланс своей экономики за счет снижения зависимости от инвестиций, возникает вопрос: что случится, если с политической точки зрения резкое сокращение темпов инвестирования окажется невозможным? Темпы роста валового внутреннего продукта останутся очень высокими, но рост уровня долга выйдет за пределы разумного. Рано или поздно Китай достигнет максимальной кредитоемкости и больше не сможет финансировать инвестиции. В этот момент в стране начнется самоусиливающийся процесс хаотичного регулирования, который характеризовал экономику США начала 1930х гг. или экономику Бразилии середины 1980х гг. По мере сокращения инвестиций и торможения роста ВВП бедственное финансовое положение заставляет компании увольнять рабочих. Безработица приводит к снижению потребления, и темпы роста ВВП сокращаются все больше, усугубляя финансовое положение все сильнее. Это наихудший сценарий восстановления баланса. Например, в США в период с 1929 по 1933 г. реальные валовые инвестиции уменьшились на 91%, реальное потребление – на 19%, а реальный ВВП – на 30%. Результаты оказались катастрофическими и для экономики, и для домохозяйств. Но США удалось восстановить баланс: инвестирование резко сократилось, и даже несмотря на то, что потребление тоже снизилось, доля потребления в ВВП резко увеличилась за счет доли инвестиций.
Быстрое изменение
Для Китая менее разрушительным было бы восстановление баланса либо за счет резкого подъема реальных процентных ставок, стремительного увеличения обменной стоимости валюты на 10% – 20% и повышения зарплаты, либо за счет снижения налогов на прибыль и потребление. Это относительно быстро привело бы к переходу благосостояния от домохозяйств в государственный сектор. Преимущества этого подхода очевидны. Благодаря очень быстрому регулированию китайское правительство сразу положило бы конец усилению дисбалансов. Это также позволило бы незамедлительно устранить сильные стимулы, заставляющие Китай тратить деньги в масштабах, угрожающих стабильности, за счет повышения стоимости капитала и побуждения инвесторов к получению реальной прибыли от инвестиций. Конечно, это также дало бы правительству возможность наконец установить контроль над разрастающимся долгом. Однако недостатки тоже очевидны. Неожиданное устранение скрытых субсидий значительно усугубило бы финансовое положение, так как экспортеры борются с более дорогой валютой, заемщики не способны погашать свои долги, а работодатели, особенно в трудоемком секторе, вдруг становятся неконкурентоспособными. Это почти наверняка привело бы к всплеску безработицы, поскольку экспортерам и заемщикам пришлось бы закрыть свои компании.
В краткосрочной перспективе, при таких условиях, мы, возможно, столкнемся со снижением доходов домохозяйств, так как негативное влияние роста безработицы перекроет положительный эффект от изменения направления потоков богатства. Это приведет к уменьшению потребления домохозяйствами, заставляя экономику двигаться по нисходящей спирали. Разумеется, это также создаст трудные политические условия. У политиков может возникнуть искушение устранять переходы достаточно медленно, чтобы у экспортеров, заемщиков и работодателей было время приспособиться. Но цели в рамках этой стратегии достигаются слишком медленно, и, возможно, ее уже слишком поздно внедрять. Не забывайте, что общая стоимость этих субсидий огромна: их постепенное исключение при таких темпах, с которыми может справиться китайская экономика, привело бы к усилению внутренних дисбалансов на долгие годы, пока не были бы приняты достаточные меры по регулированию для изменения дисбалансов. В этот период влияние подобных искажений – снижение потребления по отношению к ВВП, использование инвестиций не по назначению и, самое главное, увеличение долга – продолжало бы расти.
Дорогостоящее регулирование
Чем больше у Китая неудачных инвестиций, тем более дорогостоящим будет неизбежное регулирование, и тем медленнее будет идти процесс. Постепенное регулирование ставит под угрозу возможность достижения максимального уровня кредитоемкости. Другой способ, с помощью которого Китай мог бы смягчить удар, – наем безработных в рамках различных программ по искусственному созданию рабочих мест для обеспечения занятости и выплата зарплаты за счет государственных ресурсов. Но если расходы на зарплату непроизводительным рабочим ведут к дефициту бюджета, долг будет продолжать расти слишком быстро. Если расходы покрываются за счет прямых или скрытых налогов на сектор домохозяйств, то совокупное личное потребление, как доля ВВП, не изменится. Доли доходов домохозяйств и личного потребления в структуре ВВП реально увеличатся, только если расходы на зарплаты непроизводительным рабочим оплачивать за счет ликвидации государственных активов. Действительно, для Китая самый эффективный и продуктивный способ быстро увеличить благосостояние домохозяйств, как долю ВВП – передать благосостояние из государственного сектора в частный посредством приватизации активов и прямого или косвенного использования полученной прибыли для увеличения благосостояния домохозяйств.
Это непременно ударит по государственному сектору. Однако сокращение государственной доли ВВП практически неизбежно. Единственный вопрос – будет ли это фактическое сокращение государственных активов или замедление роста в государственном секторе по сравнению с экономикой в целом. Сокращение гораздо более эффективный способ, но его сложнее внедрить с политической точки зрения. Существует несколько путей, с помощью которых можно передать государственные богатства в руки домохозяйств. Фермеры могут получить право собственности на свою землю. Мигрантам может быть предоставлена возможность регистрации по месту жительства (хукоу), что привело бы к существенному однократному увеличению их благосостояния, поскольку регистрация дает им легальный статус и права на пользование городскими услугами. Правительство могло бы усилить социальную поддержку, передав государственные компании в собственность пенсионным фондам.
Монопольное ценообразование
Другие меры могут прямо или косвенно увеличить уровень восприятия домохозяйствами своего собственного благосостояния. Правительство способно уменьшить или исключить монопольное ценообразование, например, за счет повышения конкуренции. Оно может ввести высокие штрафы за ухудшение экологической обстановки (не забывайте, что ухудшение состояния окружающей среды приводит к будущим расходам на здравоохранение и производственным затратам для домохозяйств, которые в ответ должны увеличивать размеры своих сбережений). Оно может повысить уровень защиты прав собственности или упростить, ускорить и снизить стоимость открытия бизнеса. Государственные компании могут продаваться и иностранцам, и гражданам страны, при этом полученная прибыль должна прямо или косвенно направляться домохозяйствам. Самый эффективный способ сделать это – использовать полученную прибыль для выплаты корпоративного и государственного долга, тем самым позволив центральному банку резко повысить процентные ставки, не усугубляя и так бедственное финансовое положение.
Тем не менее, несмотря на всю эффективность подобной передачи богатства, возможности Китая в этом плане сильно ограничены. Однажды Мартин Лютер Кинг сказал, что привилегированные группы редко отказываются от своих привилегий. Прямая или косвенная передача активов из государственного сектора потребует отказа от важных привилегий. Многие важные и влиятельные секторы и семьи Китая не хотят лишиться власти и контроля. Учитывая это, китайское руководство, вероятно, захочет выбрать легкий путь, косвенно передавая богатство из государственного сектора в частный за счет оплаты долга частного сектора. Именно это сделала Япония при восстановлении баланса после 1990 г., когда государственный долг вырос примерно с 20 процентов от ВВП до нынешних примерно 200 процентов. Правительству удалось взять на себя непогашенные долги банковского сектора. Государственный долг быстро увеличился, тогда как долг частного сектора сократился.
Огромное преимущество данной формы восстановления баланса заключается в том, что ее очень просто реализовать с политической точки зрения. Но опыт Японии показывает, что примерно через десять лет эта стратегия приводит к катастрофическому росту гос. долга. Сама долговая нагрузка становится самым большим препятствием для роста, так как прямые или скрытые налоги, необходимые для ее обслуживания, снижают рост, стимулируемый потреблением, а размер долга ограничивает правительство в выборе политических мер. Китаю ничего не остается, кроме как пойти по одному или нескольким из этих путей. Если не выбрать приватизацию, то возможен крах экономики, вызванный быстрым регулированием процентных ставок и валюты. Если отказаться от этого варианта, в результате возможно резкое увеличение государственного долга и т.д. Таковы сдерживающие экономические факторы, ограничивающие выбор Китая.
Майкл Петтис, The Financial Times
Теги: Китай