У работающих в Крыму банков обнаружились европейские акционеры
У российских банков, работающих в Крыму, обнаружились европейские акционеры – австрийский Raiffeisenlandesbank и шведский фонд East Capital Financial Fund. Участие в капитале компаний, работающих в Крыму, не противоречит закону, но может отрицательно сказаться на имидже инвесторов.
За пять месяцев, прошедших с момента присоединения РФ Крыма, властям и бизнесу удалось сформировать в регионе новую банковскую систему. По данным ЦБР на 15 августа, в Крыму работают 27 банков. У двух из них – самарского Фиабанка и краснодарского Крайинвестбанка, – как удалось выяснить РБК, есть акционеры из Западной Европы.
Долю в Фиабанке шведский фонд East Capital (специализируется на покупке миноритарных долей в компаниях финансового сектора стран Восточной Европы и СНГ, больше 90% вложений фонда приходится на Россию, еще почти 7% – в Украину) приобрел в апреле 2008 г., заплатив за 20% 16,7 млн евро. Банк широко известен в самарском регионе и является привлекательным партнером, объясняли свой выбор шведские инвесторы в одном из своих отчетов.
Однако в отчете East Capital Financial Fund за второй квартал 2014 г. отмечается, что Фиабанк все еще не может оправиться от массового оттока вкладов, который в 2013 г. был спровоцирован действиями ЦБ: Банк России тогда отозвал лицензии у двух самарских банков и ввел временную администрацию в третий. Рентабельность капитала Фиабанка остается близкой к нулю, а руководство ищет возможности развития. Одной из них стала географическая диверсификация, отмечалось в отчете East Capital.
Однако о том, что банк диверсифицировал свою работу за счет экспансии в Крым, который сам фонд назвал аннексированной территорией, шведы решили умолчать.
О своем намерении открыть офисы в Крыму и Севастополе руководство банка сообщило еще 19 марта, сразу после обнародования результатов референдума о статусе регионов, а в июле уже было открыто три филиала в Севастополе и Симферополе.
Как рассказал РБК предправления Фиабанка Максим Морозов, пока для кредитования в Крыму и Севастополе не созданы условия: перерегистрация юридических лиц только началась, бухгалтерский учет у многих предприятий по-прежнему ведется по украинским стандартам, госорганы в Крыму и Севастополе проходят переаттестацию, также отсутствуют данные по крымским заемщикам в бюро кредитных историй. “Тем не менее уже сейчас приняли первые заявки на рассмотрение”, – говорит банкир, уточнив, что в течение двух-трех лет банк планирует открыть девять офисов в Крыму.
Несмотря на планы банка по развитию, шведский фонд рассматривает возможность выхода из российских активов. В годовом отчете East Capital Financial Fund, представленном в апреле, говорится, что экономические санкции против России, введенные Евросоюзом и США, еще не имели прямого влияния на активы фонда. Но в случае эскалации украинского конфликта или расширения санкций у всего банковского сектора могут возникнуть проблемы, а фонд может столкнуться с осложнениями при выходе из активов.
Во втором полугодии 2014 г. шведы намерены избавиться от 47% российских и украинских активов, еще 15% они хотят продать в начале 2015 года и выйти из всех вложений к началу 2016 года. В случае с Фиабанком фонд надеется на выкуп доли акционерами.
Ответить на вопрос РБК про планы по выходу из Фиабанка в East Capital Financial Fund отказались, сославшись на информационную политику, запрещающую комментировать отдельные вложения.
Австрийский региональный банк Raiffeisenlandesbank Oberösterreich Aktiengesellschaf владеет 1,95% акций краснодарского Крайинвестбанка. Соглашение о покупке доли австрийцы заключили в марте 2011 г. Тогда руководство банка называло Россию одним из важнейших торговых партнеров Австрии: около 58% ВВП Австрии приходится на экспорт, значительная часть которого уходит в восточноевропейские страны, особенно в Россию, объяснял банк. Краснодарский край, где в 2014 г. прошли Олимпийские игры, Raiffeisenlandesbank посчитал одним из самых процветающих регионов России. А покупка доли в банке, 98% которого принадлежит Краснодарскому краю, “дает еще более тесные контакты с администрацией, которые нам абсолютно необходимы; мы чувствуем важность этих контактов для наших клиентов и для нас”, рассказывал генеральный директор банка Людвиг Шарингер.
В апреле Крайинвестбанк одним из первых открыл три подразделения в Крыму. Сейчас у банка есть уже семь подразделений на территории полуострова.
Raiffeisenlandesbank Oberösterreich Aktiengesellschaft на запрос РБК о своем отношении к экспансии на Крымский полуостров не ответил. Крайинвестбанк не успел предоставить комментарии к моменту сдачи статьи.
Юристы отмечают, что участие в капитале компаний, работающих в Крыму, не противоречит закону. “Никаких претензий к инвесторам, владеющим миноритарными долями, быть не может, так как их пакеты не позволяют проводить корпоративные решения и влиять на политику компании”, – отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. С ним согласен адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов “Клишин и партнеры” Владимир Энтин. “В принципе говорить о том, что держатель акций осуществляет некую деятельность на территории Крыма, будет с юридической точки зрения неправомерно, так как он не влияет на формирование характера этой деятельности. Это все равно что привлекать пассажиров автобуса к ответственности за нарушение правил дорожного движения”, – объясняет Энтин.