Установленный ущерб от «теневого» оборота в Казахстане в 2011 году превысил 112 млрд тенге
Установленный ущерб от «теневого» оборота в Казахстане в 2011 году превысил 112 миллиардов тенге, сообщила в четверг заместитель председателя комитета по финансовому мониторингу министерства финансов София Айсагалиева.
«Только за последний год в сфере «теневого» оборота выявлено 3 тысячи 127 преступлений с ущербом свыше 112 миллиардов тенге, из которых возмещено 61,2 миллиарда тенге», - сказала Айсагалиева в ходе семинара «Противодействие отмыванию денег: национальное законодательство и опыт стран Европейского союза».
Она подчеркнула, что речь идет об ущербе, признанном судом.
«Конечно, эта цифра по сравнению с ВВП в 2011 году не столь велика, ВВП у нас был 27,3 триллиона тенге, то есть эта цифра составляет сотые процента ВВП, но это то, что выявлено, то, что признано судом. Намного больше того, что не выявлено, и, соответственно, не признано», - признала зампред комитета.
По ее словам, в Казахстане, согласно практике органов финансовой полиции и прокуратуры, к «теневой» экономике относят налоговые преступления, лжепредпринимательство, оборот неучтенной продукции, экономическую контрабанду, легализацию средств, добытых преступным путем, а также вывод капитала за рубеж.
Ежегодный рост преступлений по фактам лжепредпринимательства, по данным Айсагалиевой, составляет 20-30%.
«Причиненный по ним ущерб возрос с 13,4 миллиарда тенге в 2008 году до 68,2 миллиарда в 2010 году, то есть в 5 раз», - констатировала она.
В прошлом году, по данным представительницы Минфина, установленный ущерб по преступлениям этой категории превысил 33 миллиарда тенге. За период с 2006 по 2010 год в Казахстане 671 субъект признан судами лжепредприятием, потери бюджета по НДС по ним составили 76,8 миллиардов тенге.
«По данным Налогового комитета, с 2007 по 2011 годы с контрагентов лжепредприятий сторнировано налогов на сумму более 75,8 миллиардов тенге, что составляет 47 процентов от суммы причиненного ущерба в 125 миллиардов тенге по фактам лжепредпринимательства», - указывается в раздаточных материалах к семинару.
«Я бы хотела обратить внимание, что тема контрагентов достаточно острая, вызывала много обсуждений, но среди них много было тех, кто не знал, что работает с лжепредприятиями. Тем не менее, эти сделки были признаны фиктивными, и эти предприятия пострадали, пострадал легальный бизнес. А если бы был кто-то, кто мог бы предупредить их или предотвратить эту транзакцию, этот легальный бизнес не пострадал», - обратилась Айсагалиева в этой связи к участникам семинара - представителям банков, которые по закону обязаны информировать комитет финмониторинга о подозрительных операциях.
«На самом деле, стабильность легального бизнеса - это стабильность банков в том числе, потому что этот легальный бизнес - это ваш клиент, и вы по сути должны беспокоиться о том, чтобы они чувствовали себя хорошо и комфортно», - добавила она.
В раздаточных материалах семинара также указывается, что количество плательщиков НДС, участвующих в «обнальных» схемах, колеблется в Казахстане от 7 до 8 % в год от их общего числа. «Соотношение потерь НДС от вышеуказанной категории налогоплательщиков к общей сумме поступлений от НДС только за 2009 год составило 14,5 % (47,4 миллиарда тенге)», - указывается в слайдах, сопровождавших выступление Айсагалиевой.