В Афганистане - банковский скандал

В Афганистане - банковский скандал

Банковский кризис в стране начался осенью прошлого года, когда американские аудиторы выяснили, что крупнейший частный банк страны - "Кабул Банк" - выдал около $850 млн., или 94% всех кредитов своим акционерам, включая старшего брата президента Афганистана Хамида Карзая и первого вице-президента страны.

Как оказалось, часть этих денег была потрачена на покупку роскошных апартаментов в арабском эмирате Дубае, обесценившихся из-за возникшего там кризиса, а также на престижные, но рисковые проекты, такие как постройка торговых центров в Кабуле.

Многие ссуды "Кабул Банк" выдал без составления необходимой документации, поэтому нет никаких законных способов вернуть эти средства назад. По данным Антикоррупционного комитета Афганистана, на балансе банка находятся $467 млн. кредитов без должного оформления.

"Кабул Банк" оказался на грани коллапса в сентябре прошлого года и поставил под вопрос существование всей финансовой системы страны, из которой граждане принялись панически выводить сбережения. Тем не менее правительство Хамида Карзая и международное сообщество до сих пор не могут согласовать $820-миллионный план взятия на поруки этой финансовой структуры и договориться, как должны быть наказаны бывшие менеджеры и акционеры, которые помогли себе получить сотни миллионов долларов.

Международный валютный фонд (МВФ) порекомендовал ликвидировать "Кабул Банк". Однако управляющий центробанком Афганистана Абдул Фитрат отказался делать это, заявив, что финансовое здоровье банка может быть восстановлено и он станет ключевой частью финансовой системы.

Правительство предоставило несколько планов оздоровления финансовой системы, однако все они были отвергнуты МВФ. Переговоры о спасении "Кабул Банка" и об установлении жесткого надзора за другими афганскими финансовыми структурами безнадежно увязли.

Опасаясь повторения банковских хищений, западные страны принялись сокращать или полностью сворачивать финансирование Афганистана "в интересах защиты западных налогоплательщиков". Это ставит под вопрос стабильность государства, почти полностью зависящего от иностранной помощи для выплаты зарплат госслужащим. По данным Всемирного банка, 97% валового продукта Афганистана производится с помощью международных донорских или военных организаций.

Три недели назад Великобритания приостановила перевод в страну обещанной помощи на сумму в 85 млн. фунтов стерлингов ($137,6 млн.) до тех пор, пока официальный Кабул и МВФ не придут к соглашению о контроле над финансовой системой страны. В пятницу перевод Афганистану $70 млн. заморозил сам МВФ. Афганские чиновники принялись обвинять иностранных доноров в создании искусственных препятствий.

"Если МВФ и некоторые другие доноры хотят играть в игры, наше терпение может закончиться. Мы более девяти месяцев вели переговоры с МВФ. Мы выполнили почти все их условия, в частности, по "Кабул Банку". Но каждый раз, когда мы выполняли требование, они выдвигали новое",- выразил негодование на вчерашней пресс-конференции в Кабуле министр финансов Афганистана Омар Закхилвал.

"Если это конфронтация, которая не приносит результата, и если это политическая игра, мы не хотим продолжать",- подытожил Закхилвал.

По его словам, средства доноров наполняют 40% государственного бюджета, но переговоры с МВФ о продолжении финансирования являются "пустой тратой времени". Афганистан выполнил 10 из 12 условий, которые поставил МВФ. Два оставшихся условия должны быть одобрены парламентом, который на протяжении месяца был в отпуске и должен заработать в ближайшие дни. Однако, по словам Омара Закхилвала, даже если парламент в срочном порядке утвердит предложенные МВФ изменения, фонд вряд ли удовлетворится этим.

"Кабул Банк" был основан в 2004 г. ведущим международным игроком в покер Шерханом Фарнудом. Одним из совладельцев стал Махмуд Карзай - брат президента Афганистана. В настоящее время из $926 млн. непогашенной задолженности банка $900 млн. считаются подверженными риску невозврата. Афганские чиновники пообещали возвратить $347 млн. активов банка, однако доноры требуют от них более агрессивных действий.