Венесуэла на грани социального взрыва
Непопулярный президент Венесуэлы Николас Мадуро введением ЧП, военными учениями и угрозами пытается удержать за собой власть на фоне обостряющегося дефицита основных продуктов питания и медикаментов, веерных отключений электричества и галопирующей инфляции.
Комментируя новости из Венесуэлы, международные СМИ все чаще рисуют картины антиутопии и апокалипсиса. «Венесуэльцы уже убивают кошек, собак и птиц ради еды», «Двое погибли и множество ранены вследствие разграбления 5-тысячной толпой супермаркета, в котором появились дефицитные продукты», «Младенцы мрут, поскольку в госпиталях закончились медикаменты», «Венесуэла разваливается, и президент посылает войска для «защиты» людей».
По утверждению венесуэльского государственного издания Telesur, ситуация в стране не столь катастрофична, как ее описывают международные СМИ. В магазинах Венесуэлы действительно очень сложно найти некоторые базовые продукты питания и товары первой необходимости, а на черном рынке многие граждане не в состоянии заплатить за них. Однако иностранные журналисты ошибаются, когда описывают эти проблемы, руководствуясь своим «здравым смыслом». Например, люди возле супермаркетов Каракаса выстраиваются в длинные очереди за сухим молоком или свиными отбивными не потому, что хотят есть, а потому, что эти дефицитные товары они могут перепродать в 50 раз дороже.
Гигантский импортный обман
Венесуэльские оппозиционеры называют нынешний дефицит товаров первой необходимости гуманитарным кризисом и обвиняют социалистическое правительство в том, что оно не заботилось о развитии внутреннего производства в период высоких цен на нефть. Когда валюта была в избытке, импортировать все необходимое было легко. Теперь же, когда нефть подешевела, неспособность самостоятельно изготавливать базовые товары обернулась серьезнейшим торговым дисбалансом.
Оппоненты социалистов критикуют венесуэльскую систему контроля над ценами, которая в периоды высокой инфляции давала ритейлерам возможность получать сверхприбыли, придерживая товары на складах. В свою очередь неразумная политика обмена валюты по нескольким курсам создавала лазейки, сквозь которые коррумпированные чиновники и их приближенные перегоняли доллары на свои личные офшорные счета с такой же быстротой, с которой они поступали в страну.
В Венесуэле сформировалась гигантская обманная схема, с помощью которой импортеры – от мелких частных предпринимателей до крупных корпораций – перенаправляли валютные прибыли государства от экспорта нефти себе в карманы.
Издание Telesur называет эту схему первопричиной нынешнего кризиса и объясняет ее на простом примере. Допустим, частный импортер А запросил у государства $1000 для покупки за рубежом 100 единиц товаров. Это обошлось ему в 6300 боливаров (до начала нынешнего года главный обменный курс правительство удерживало на уровне $1 = Bs.6,3). После получения $1000 перед импортером А открывалось несколько путей обогащения. Он мог ввезти в Венесуэлу 100 единиц товаров, но не сдавать их оптовикам по официальной цене, сформированной на основе курса $1 = Bs.6,3, а реализовать на черном рынке, где курс в прошлом году превышал $1 = Bs.500, а сейчас составляет около $1 = Bs.1200. Другими словами, импортер А мог сорвать огромный куш в боливарах. Однако он мог поступить еще хитрее – купить лишь 50 единиц товаров за $500, и все равно получить сверхприбыль в боливарах за счет перепродажи этих 50 единиц на черном рынке, а оставшиеся $500 положить на личный долларовый банковский счет или инвестировать во что-нибудь за рубежом.
Крупные частные компании в Боливарианской республике прогоняли по этой схеме огромные объемы денег. В 2013 году глава Центробанка Венесуэлы Эдми Бетанкорт сообщал, что страна теряет $15-20 млрд в год из-за обманных импортных сделок.
Как отмечает Telesur, крупнейший в Венесуэле изготовитель напитков и продуктов питания Polar в последние несколько недель несколько раз останавливал производство, жалуясь на невозможность обменять боливары на доллары для импорта сырьевых материалов. Однако на протяжении последних лет Polar был крупным получателем валюты по льготному курсу от государства, и смог найти достаточное количество долларов для открытия новых производств в США и Колумбии.
Симптомы экономического кризиса
Экономика Венесуэлы сократилась на 5,7% в 2015 году, и, по прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), в нынешнем она уменьшится еще на 8%. В конце 2015-го инфляция, по официальным данным правительства, составляла 180%. А в нынешнем году, согласно оценке МВФ, цены в Венесуэле вырастут на 720%.
Экономические сложности усугубляются энергетическим кризисом. Власти вынуждены проводить веерные отключения электричества, так как из-за длительной засухи гидроэлектростанции не могут работать на полную мощность. В целях экономии энергии в прошлом месяце в Венесуэле рабочая неделя для сотрудников бюджетной сферы была сокращена до двух дней (понедельник-вторник). В школах также введена урезанная учебная неделя – с понедельника по четверг.
На улицах венесуэльской столицы Каракаса проходят массовые демонстрации как противников, так и сторонников социалистического правительства. Хотя открытых конфликтов между ними пока не возникает, Венесуэлу сравнивают с пороховой бочкой, способной взорваться в любой момент. Аналитики считают, что власть в Боливарианской республике до конца нынешнего года может быть свергнута в ходе народной революции или военного переворота.
Политическая борьба
В минувшую пятницу Николас Мадуро объявил в Венесуэле чрезвычайное положение сроком на 60 дней, а также распорядился провести военные учения на границе с Колумбией, чтобы дать отпор в случае иностранного военного вторжения. По его словам, Запад, а также правые политики и бизнесмены Венесуэлы, развязали против страны «экономическую войну», и могут попытаться силой свергнуть социалистический строй.
Эксперты полагают, что истинные цели введения ЧП и демонстрации военной мощи – запугать население и предотвратить народные волнения. Согласно соцопросу, проведенному в марте компанией Datanalisis, Николаса Мадуро поддерживает только каждый четвертый избиратель, и около 70% граждан страны хотят сменить нынешнее правительство.
Венесуэльские оппозиционеры, победившие на декабрьских выборах и занявшие большинство мест в парламенте, пытаются законным путем отстранить Николаса Мадуро от президентства. Они собрали 1,8 млн подписей под требованием провести референдум по вопросу отставки президента.
Если оппозиционерам удастся преодолеть сопротивление властей и организовать народное волеизъявление до 10 января (середины президентского срока Николаса Мадуро), то, согласно Конституции, после получения необходимого числа голосов должны будут состояться досрочные президентские выборы. Если президент продержится до 10 января, социалисты избегут досрочных выборов. В худшем случае место непопулярного президента займет вице-президент, и последователи Уго Чавеса смогут на законных основаниях управлять страной еще два года – до начала 2019-го.
Денис Закиянов