Впервые членство в Еврозоне обретет постсоветское государство
Тоомас Хендрик Ильвес не уверен, что сейчас хороший момент для перехода на евро, но в целом убежден в необходимости этого шага"Мы плаваем в море на маленькой лодке. Если мы привяжемся к океанскому лайнеру, то будем чувствовать себя лучше на борту в случае шторма или других неурядиц",- поясняет министр финансов Эстонии Юрген Лиги.
Благодаря проводимой властями агитации, поддержка вступления в Еврозону среди населения Эстонии, по данным правительственного экзит-пола, выросла до 54% в ноябре с 49% в предыдущем месяце.
Эстония станет первой страной, которая решилась присоединиться к зоне евро, после того как Европу охватил долговой кризис. Бывшая советская республика с населением 1,3 млн. человек на протяжении 20 лет формировала свою экономику по примеру Ирландии, приманивая иностранные инвестиции для поддержки своего экономического роста, который с 1995 по 2007 гг. в среднем составлял 7,2% в год.
В 2000 г. страна отменила подоходный налог на реинвестированные прибыли компаний, что привлекло шведский и финский капиталы в банковскую, телекоммуникационную и электронную индустрии.
После недавнего усугубления кризиса в Ирландии, вынудившего ее просить помощи у Евросоюза, Эстония решила избавить себя от рисков национальной валюты, тем более что сегодня 90% частных займов страны и большая часть ее торговли номинированы в евро.
Эстонская крона с момента ее введения в 1992 г. всегда была привязана к более сильной валюте: сначала к немецкой марке, а потом к евро. Даже в период глубокой рецессии в Евросоюзе правительство не решилось прислушаться к призывам ведущих мировых экономистов, включая Пола Кругмана и Нуриэля Рубини, и, отвязав курс кроны от евро, сократить издержки страны.
"Я не знаю, хороший или плохой сейчас момент для присоединения к евро, но абсолютно ясно, что в наших интересах влиться в Еврозону. Это подстегнет уровень доверия к бизнесу и инвестициям, а также повысит благосостояние и уверенность в будущем наших граждан",- заявил в интервью изданию EUObserver президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.
По его словам, Эстония - единственная страна, удовлетворяющая требованиям вхождения в Еврозону. Ее дефицит бюджета во все года, кроме 1999-го, соответствовал нормам блока, составляя менее 3% от ВВП. Бюджетная дисциплина помогла Эстонии удержать государственный долг на уровне 8% от ВВП, что является самым низким показателем в Евросоюзе. К примеру, в Ирландии экономическая экспансия, легкий доступ к кредитам и пузырь на рынке недвижимости привели к увеличению национального долга до 97% от ВВП.
Многие эстонцы считают, что, имея образцовые финансовые показатели, Эстонии стоило бы сфокусироваться на самостоятельном экономическом развитии, вместо вступления в отягощенный долгами блок. По словам юриста Партии Независимости Анти Пооламетса, организовавшего в Эстонии движение против евро, переход на другую валюту может привести к массивному росту цен и внедрению единой для всех монетарной политики, которая была минусом советской империи.
Схожая критика звучит и изнутри блока. На днях Словакия заявила о желании выйти из Еврозоны и вернуть в обращение крону из-за нежелания платить по долгам других членов. Власти страны опасаются, что долговой кризис перекинется на крупных участников зоны евро, и благонадежные страны вынуждены будут выделять на их спасение ресурсы, которые могли быть потрачены на собственное развитие.
"В Евросоюзе нет ясных правил, а действия Еврокомиссии никак нельзя назвать ответственными. Поэтому Словакия должна подготовить план отказа от расчетов в евро и возвращения к национальной валюте на случай усугубления ситуации. Финансовыми вливаниями можно спасти Грецию и Ирландию, возможно, Португалию. Попытки же спасти Испанию - это азартная игра с евро. Об Италии вообще нечего говорить: ее долги в два раза больше, чем Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых. Словакия не готова рассчитываться за долги других государств",- заявил председатель национального парламента Словакии Рихард Сулик.
Денис Закиянов
По материалам Экономические Известия