Всем ли уютно в европейском гнезде?

Динара Броневицкая, заместитель директора Группы PR-компаний СНГ – для РИА Новости

Белоруссия может стать яблоком раздора между парламентариями шести постсоветских стран и членами Европарламента. На днях конференция Европарламента приняла решение начать подготовку к  установочному заседанию Парламентской ассамблеи Восточного партнерства и провести его не позднее марта в Брюсселе. Дело в том, что этой весной истекает уже два года с момента, когда была громогласно заявлена идея создания Парламентской ассамблеи программы ЕС «Восточное партнерство» с символическим названием «Евронест» – еврогнездо. А воз, как говорится, и ныне там – теперь «благодаря» Минску.

 Как известно, членов Восточного партнерства шестеро: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Схема формирования «европейского гнезда» предполагала, что в него попадут 60 парламентариев Европарламента и 60 депутатов из постсоветских стран (по десять от каждой).
Но после принятия санкций Евросоюза в отношении 158 белорусских чиновников во главе с президентом Лукашенко европейская сторона предложила формат участия Белоруссии по своей логике «5+5»: пять представителей белорусского парламента и пять – от непарламентской оппозиции. Однако оказалось, что этот формат неприемлем не только для белорусской стороны, но и для других участников Восточного партнерства.

 «Мы считаем, что Беларусь, как и другие страны, должна быть представлена в Евронесте в равных условиях, – говорит руководитель парламентской делегации Азербайджана Али Гусейнов. – А проблем и пробелов хватает у всех. Ведь и в самой

 Западной Европе в последние годы в области демократии и прав человека проблем накопилось тоже немало. Только при взаимном доверии и поддержке можно создать единую европейскую семью».

 Позицию своего коллеги поддерживает член армянской делегации в Евронесте Артак Закарян. «Вне зависимости от того, признают европейские структуры парламентские выборы в этой стране или нет, Минск должен участвовать в Евронесте. Тем более что вопросы демократии и прав человека можно обсуждать именно в этом формате, что будет весьма эффективным», – отметил он.
Зарожденное в недрах Евросоюза Восточное партнерство как программа политического и экономического сближения с республиками бывшего СССР – соседями ЕС поначалу выглядело весьма привлекательно, прежде всего,   для самой шестерки.

 Декларировалось вовлечение экономик этих государств в европейский рынок, присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети, уменьшение стоимости и постепенная отмена виз. Одна только Белоруссия внесла 19 конкретных предложений, в числе которых запуск экспресс-поезда «Минск – Вильнюс», развитие транспортного коридора между Балтийским и Черным морями, совместное использование нефтепровода «Одесса – Броды». Их исполнение, по идее, объективно выгодно не только участникам Восточного партнерства, но и государствам самого ЕС.

 Разумеется, постсоветская шестерка во многом рассчитывала на финансовую подпитку со стороны этой структуры. Но когда было заявлено, что из бюджета Евросоюза Брюссель готов инвестировать лишь 600 миллионов евро до 2013 года, а реально сейчас обеспечено не более половины, страны-реципиенты стали проявлять заметный скептицизм в отношении перспектив такого рода сотрудничества.

 На то, что политики в Восточном партнерстве было изначально больше, чем экономики, обратили внимание и в других странах. Так, политолог из Латвии Модрис Аузиньш замечает: «Что касается экономики, то реальной экономической помощи, насколько я смотрел эту программу, я не увидел. Как показывает практика и опыт моего общения с представителями других стран, это Восточное партнерство, в основном, сводится к выращиванию какой-то внутренней оппозиции. Это, прямо скажем, подрыв каких-то внутренних устоев. Я понимаю, что такое партнерство нужно Брюсселю. Но нужно ли оно тем странам, которые Брюссель предполагает привлечь, – это очень большой вопрос».

 По мнению обозревателя Виталия Портникова, Восточное партнерство – «клуб стран с совершенно различными представлениями о демократии. Разве можно сравнить европейскую страну со страной постсоветской – и каждую страну клуба «Восточное партнерство» друг с другом?... И как может все это вместе находиться в особых отношениях с Европой?»

 Ситуация еще более политизировалась в связи с последним решением Европарламента проводить Евронест без Белоруссии. Мнением остальных государств-участниц Восточного партнерства почему-то не поинтересовались.

 На этот парадокс указывает, к примеру, тот же Али Гусейнов из Азербайджана: «Европарламент не признал результаты выборов, но ведь страны-партнеры считают парламент Беларуси легитимным. Значит, необходимо учитывать и мнение восточных партнеров.

 Страны-партнеры сотрудничают с белорусским парламентом, имеют нормальные отношения с Беларусью и на гражданском уровне.

 А когда обсуждается вопрос создания Евронеста, то учитывается не наше мнение и наше сотрудничество, а только мнение европейских парламентариев. Мы не чувствуем реального духа сотрудничества. Такой подход европейских институтов нелогичен и несерьезен».

 Неопределенность судьбы Парламентской ассамблеи Восточного партнерства очевидна. Делегации парламентов стран, входящих в эту структуру, выступают за участие всех на равных правах и все еще не определились, стоит ли им быть в Евронесте без Белоруссии. Во всяком случае, дата заседания до сих пор неизвестна.

Источник: newskaz.ru