Wall Street Journal: к опыту Казахстана стоит присмотреться

Уникальный опыт Казахстана по осуществлению эффективной политики, направленной на поддержку и оздоровление финансового сектора страны, на этой неделе привлек внимание ежедневного американского политико-экономического интернет-обозревателя «Уолл Стрит Джорнал». По мнению издания, Ирландии, чья внешняя задолженность национальных банковских групп оценивается на уровне 170% ВВП, следует серьезно задуматься над проведением реструктуризации банковских активов. Автор статьи Пол Хэнон уверен, что в сложившейся непростой финансовой ситуации ирландскому правительству необходимо последовать примеру Казахстана, который принял беспрецедентные меры по спасению своей экономики и с помощью Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» успешно осуществил реструктуризацию задолженности сразу трех крупнейших проблемных банков страны. Мы приводим перевод статьи, опубликованной под названием «Ирландцам стоит присмотреться к опыту Казахстана».

Будущее правительство Ирландии, которое, как ожидается, придет к власти после всеобщих выборов 25 февраля, разрабатывает обещанный прежними властями план с тем, чтобы решить острейшую проблему банковских долгов. Согласно результатам опроса общественного мнения, именно оппозиционная правоцентристская партия «Файн Гейл» завоюет большее количество мест в коалиционном парламенте Ирландии.

Главный вопрос, поднятый в ходе избирательной кампании, заключается в том, что делать с огульной правительственной гарантией, предоставленной держателям долговых облигаций, которые в свою очередь были выпущены неблагополучными банками страны в конце 2008 года. Большинство избирателей готовы отказаться от этих гарантий из страха, что банки никогда не будут в состоянии погасить свои долги, и налогоплательщикам придется самим платить по счетам.

Партнеры Ирландии по еврозоне требуют, чтобы страна придерживалась обещания, данного в 2008 году, так как опасаются, что реструктуризация банковского долга в одном государстве спровоцирует бойкот инвесторов других банков Евросоюза, вынудив их еще больше полагаться на поддержку государства.

«Файн Гейл» выбрала некий срединный путь, сконцентрировав внимание на облигациях, выпущенных двумя самыми опрометчивыми банками Ирландии – Англо-ирландским банком и Общенациональным строительным объединением. Оба банка делали серьезные ставки на небольшую группу энергичных застройщиков, оба подтасовывали свои балансовые отчеты, чтобы представить их в более выгодном свете, а Англо-ирландский банк, помимо всего прочего, пытался манипулировать курсовой стоимостью акций. В довершение ко всему оба практически не занимались кредитованием населения и предприятий и брали огромные займы на международных рынках облигаций для финансирования рискованных авантюр на международных рынках недвижимости.

Однако, по всей видимости, «Файн Гейл» не намерена отказываться от гарантий, предоставленных и более разумным банкам, таким как Банк Ирландии и Объединенный ирландский банк. Существует надежда, что в один прекрасный день они начнут функционировать в прежнем режиме и даже могут быть проданы иностранным покупателям, неплохо разбирающимся в банковском деле.

Несомненно, одной из главных причин неодобрения подобного развития событий является отсутствие как таковых прецедентов реструктуризации банковских долгов, поскольку во времена финансового кризиса любой кредитно-финансовый институт либо передается на поруки, либо спешно продается более жизнеспособным конкурентам, или же становится полным банкротом.

Но только не в Казахстане. Подобно своим ирландским коллегам в середине прошлого десятилетия казахстанские банки, приняв к сведению низкую стоимость займов на международных рынках облигаций, слишком увлеклись кредитованием недвижимости.

Еще до того, как мировой финансовый кризис усугубился крахом «Братьев Леман» в сентябре 2008 года – а именно это событие и спровоцировало ирландский кризис, стало ясно, что казахстанские банки перегружены долгами. К концу 2008 года государство признало, что несколько крупнейших банков Казахстана попали в тяжелейшую ситуацию. Международные инвестиционные банки, нанятые в качестве консультантов, посчитали целесообразным в данной ситуации позволить казахстанским банкам обанкротиться. Но Правительство Казахстана даже не рассматривало подобный вариант.

– Мы поняли, что если сегодня мы позволим банкам обанкротиться, то на следующий день потеряем весь банковский сектор, – говорит Кайрат Келимбетов, председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына», владеющего государственным пакетом акций около 400 казахстанских компаний. – Мы были просто обязаны спасти эти банки.

Правительство Казахстана в тот момент начало переговоры с банковскими кредиторами, чего не сделало правительство Ирландии. Поставив на карту деньги налогоплательщиков, власти страны посредством «Самрук-Казына» выделили дополнительные средства двум главным кредиторам – БТА Банку и Альянс Банку.

Процесс реструктуризации завершился в сентябре прошлого года, а фонд занялся поиском иностранных покупателей, чтобы передать им в собственность БТА Банк и Альянс Банк.

Выбрав не самый легкий путь, «Сам­рук-Казына» при поддержке международной юридической фирмы «Уайт энд Кейз» пришли к новому подходу решения проблемы. Власти Казахстана уверены, что многие из займов, выданных руководством БТА Банка, стали результатом мошеннических действий.

Частью сделки с кредиторами БТА стало то, что после того, как эти средства будут возвращены в законном порядке, «Самрук-Казына» совместно с кредиторами поделят выручку. Последнее позволило обеспечить заинтересованность кредиторов в оказании содействия фонду восстановить убытки, которые всей банковской системе страны обошлись в 11 млрд. долларов.

В свете приближающегося «судного дня» схема действий Правительства Казахстана представляется наиболее разумной и для ирландской банковской системы, несмотря на то что сейчас ирландские власти не намерены следовать этому примеру.

Согласно ожиданиям Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), экономика Казахстана, увеличившись на 7% в 2010 году, в нынешнем году вырастет на 5,5%. Экономика Ирландии, где владельцам банковских облигаций также пришлось приложить немалые усилия, по ожиданиям, вырастет на 3%.

Принятие запоздалых мер для отражения удара по своему банковскому сектору, возможно, станет наиболее разумным планом действий для Ирландии. А если учесть международные прецеденты, вероятно, вопрос, стоящий перед остальными странами Евросоюза, должен заключаться в том, как именно он может оказать содействие, а не только лишь создавать его видимость.

Источник: bnews.kz