Забудьте о биткоине: ЦБ Швейцарии - реальный пузырь

Забудьте о биткоине: ЦБ Швейцарии - реальный пузырь

Несмотря на то что в этом году рынок швейцарских акций вырос незначительно, один “субъект” обошел всех с ошеломляющей прибылью, чем озадачил рыночных экспертов, пытающихся объяснить это явление. Речь идет о Национальном банке Швейцарии (SNB).

Цена за акцию SNB в августе выросла более чем на 3 тыс. франков – вдвое выше уровня прошлого года и на 50% выше с середины июля, отмечает Financial Times.

Акции SNB котируются, так же как и акции любой другой компании на Швейцарской фондовой бирже, хотя и несколько ниже из-за их ценовой ликвидности. Кантоны Швейцарии совместно владеют 45% акций SNB, 15% принадлежат кантональным банкам, а остальные 40% – частным лицам или компаниям. Швейцарское федеральное правительство акциями не владеет.

Учитывая активы SNB, можно сделать вывод, что он продемонстрировал огромный аппетит к акциям Apple и в настоящее время владеет американскими акциями на более чем $80 млрд: хедж-фонд, поддерживаемый акционерами, также столкнулся с еще одним адским годом. Возможно, это объясняет, почему акционеры считают эти выгоды важным фактором.

У Financial Times есть несколько теорий о том, что привело к поразительным успехам банка.

Во-первых, на фоне отчета о прибыли и убытках он почти наверняка произведет выплату дивидендов в этом году. Выплаты дивидендов устанавливаются законом в размере не более 15 швейцарских франков за акцию.

Если они будут выплачены полностью, это даст доходность в 50 б. п. – намного выше, чем доходность по 10-летним облигациям страны минус 15 б. п.

С другой стороны, вот что опубликовал один из немецких инвестиционных бюллетеней: “Информационный бюллетень для немецких инвесторов Actien Börse поощрил покупки, после того как сравнил акции в июле с ультраредкой почтовой маркой XIX века Blue Mauritius. Торговля 100 тыс. акций SNB является довольно небольшой, поэтому даже скромная покупка или продажа приводит к значительным колебаниям цен”.

Разумеется, эти аргументы кажутся достаточно очевидными: инвесторы могли бы блокировать более высокую доходность, cкупая трежерис и хеджируя свои действия. И влияние этого информационного бюллетеня звучит так, будто это преувеличено.

Тем не менее FT намекает на один из возможных драйверов, что, вероятно, ближе к истине: частные инвесторы пытаются устроить лобовую атаку на возможный выкуп акций центробанком.

SNB не будет первым центробанком, проводящим выкуп своих акций

“Другая теория заключается в том, что инвесторы спекулируют на том, что выкуп может быть проведен. Выкупы в Центробанке произошли раньше. В начале 2000-х гг. Банк международных расчетов выкупил своих частных акционеров и смог сосредоточиться на общественно значимых функциях, а не на интересах финансовых инвесторов.

Независимо от их мотивов, доход акций определяется частными акционерами. Во время небольшого роста акций SNB маловероятно, что кантон или кантональный банк будут покупать акции в массовом порядке, потому что их собственность была “увековечена в камне” в течение многих лет.

Сложнее объяснить, почему цена акций SNB так резко выросла этим летом.

Институциональные инвесторы не инвестируют в них, поэтому нет спроса на анализ или охват. Так как влияние даже небольшого колебания финансовых рынков на финансовые показатели настолько ощутимо, было бы сложно составить надежную оценку прибыли”, – отметил Андреас Вендитти, аналитик банка Vontobel в Цюрихе.

Альтернативой является то, что частный инвестор спокойно скупает все имеющиеся акции. Крупнейшим частным акционером является гражданин Германии Тео Зигерт, немецкий бизнес-лидер и профессор Мюнхенского университета. Ему принадлежит 6,7% банка – больше, чем любому швейцарскому кантону, кроме Берна. Тем не менее, если бы покупателем был Зигерт, ему пришлось бы составить новый отчет в качестве крупного акционера, после того как он преодолеет 10%-й порог.

На фоне того, что выкупы маловероятны, а финансируемый выкуп центробанка может оказаться невозможным, остался только один вероятный вывод: SNB провоцирует рост акций в процессе создания следующего пузыря.

SNB не единственный центробанк, который торгуется публично. Публично торгуются Банк Японии, Банк Греции, Банк Бельгии. Но когда дело доходит до массовых покупок активов, настоящим мастером является Банк Японии.