Запад и Китай: старые уроки на новый лад
Запад и Китай игнорируют институты, поддерживающие рост мировой экономики
Америка выучила прелести экономического сотрудничества, набив не одну шишку. Ее провал в попытке создать институты, которые управляли бы мировой экономикой, после Первой мировой войны усугубил Великую депрессию и подготовил почву для следующего конфликта. Именно поэтому, на небольшом курорте в Нью-Гемпшире, пока Вторая мировая война близилась к завершению, Америка и ее союзники набросали примерный план управления мировой экономикой и создали определенные институты для ее защиты. Несмотря на наличие кое-каких слабых мест, Бреттонвудские соглашения, с момента подписания которых в этом месяце стукнет 70 лет, способствовали продолжительному и относительно мирному периоду экономического роста. И все же, в наше время сильные мира сего, по всей видимости, позабыли этот урок. Америке и Европе не удалось укрепить и реформировать плоды Бреттонвудского соглашения – МВФ и Всемирный банк; они замешкались в предоставлении более важной роли Китаю в таких институтах (его право голоса по-прежнему меньше, чем у стран Бенилюкс). Между тем, Китай, как и Америка сто лет назад, пробует свои силы дома, но оставляет мировое лидерство за другими. Это сочетание может привести к еще одному опасному и неуправляемому периоду в мировой экономике.
Некоторые элементы Бреттонвудской системы оказались более стойкими, чем остальные: ее контроль над движениями капитала и фиксированные валютные курсы по большей части исчезли к концу 1970-х. Но эта доктрина в целом теперь выглядит хрупкой. Страны сетуют на дестабилизирующие потоки капитала, в то время как мировые торговые переговоры практически ни к чему не приводят. Со стороны Барака Обамы разумно было предложить план, предоставляющий МВФ больше ресурсов и увеличивающий в его рамках влияние быстрорастущих развивающихся стран. Тем не менее, сейчас Конгресс отказывается поддержать согласованные реформы. Между тем, И Америка, и Европа гнались за амбициозными торговыми сделками друг с другом, а не с Азией в лице Китая. И снова Конгресс фактически заблокировал эти попытки еще до совершения сделок. Китай понял намек. Его интерес ко Всемирному банку и МВФ, всегда наполненный противоречивыми чувствами, ослабевает. Вместе с тем, власти Китая работают над созданием отдельной системы. На саммите, который состоится в конце этого месяца, ожидается, что лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки достигнут соглашения по созданию банка развития “БРИКС” с объемом средств в 50 млрд. долларов и рассмотрят возможность создания резервного фонда БРИКС по образу и подобию МВФ. Китай также планирует создать Азиатский банк инфраструктуры, который будет конкурировать с Азиатским банком развития, региональным кредитором, в котором доминирует Япония.
Как и региональные торговые сделки Запада, создание Китаем организационной инфраструктуры само по себе выглядит безобидно. Почему бы не инвестировать в недостаточно развитые страны? И все же, этот шквал инициатив, которые, как можно заметить, исключают богатые страны, может сигнализировать о стратегическом сдвиге. Вместо того, чтобы взять на себя больше ответственности в рамках существующей системы, Китай, по всей видимости, создает ей конкурента.
За деревьями не видно леса
Если бы Джон Мейнард Кейнс был жив, он бы сокрушался не только из-за рисков, вызванных всем этим экономическим национализмом, но и из-за упущения огромной возможности. Более свободная торговля посредством многосторонних сделок могла бы оказать поддержку мировой экономике и снизить привлекательность меркантилистских политик, вызывающих ответный удар. Или представьте себе, что бы случилось, если бы Запад и Китай работали вместе над либерализацией текущего счета Поднебесной: китайские финансовые рынки стали бы менее искаженными, в то время как превращение юаня в мировую резервную валюту снизило бы волнения Запада касательно переоцененности их валют. Возможно, пришло время отправить еще одну группы первых лиц в Нью-Гемпшир.
По материалам The Economist
Теги: Китай