Кошелек или жизнь как микрозаймы выбивают долги
Микрофинансовые организации в Казахстане относительно легко и быстро выдают займы гражданам. Этим они и обязаны своей популярностью среди заемщиков, особенно тех, кому ранее уже отказали в банке.
Обращаясь за займом в МФО, клиент априори соглашается с не всегда выгодными условиями кредитования: небольшими суммами и короткими сроками в противовес завышенным процентам.
Порой ситуация такова, что человеку настолько важно взять сейчас деньги в долг, что он и не задумывается о том, как же будет возвращать кредит и что случится, если возникнет просрочка. А ведь это очень важно, поскольку процедура «выбивания долгов» может оказаться очень неприятной во всех отношениях.
Эту статью мы посвятили теме легальных и нелегальных методов работы коллекторов с должниками. А также рассказали, что делать, если долгов очень много.
Законные методы и порядок взыскания задолженности с заемщика
Коллекторам доступно досудебное взыскание задолженности. Проводя его, они обязаны руководствоваться Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» 6 мая 2017 года № 62-VI.
Методы взыскания
В частности, в статье 5 указаны правила и методы законного воздействия на должника.
Телефонные звонки
Звонить могут на указанные заемщиком телефонные номера. Это может быть прямой звонок сотрудника МФО или агентства и соответствующая беседа в ровном, спокойном тоне. Может быть смс-рассылка или звонок от «робота», который прочтет информацию по задолженности и порядке ее погашения.
Посещения
Сотрудники коллекторского агентства могут прийти к заемщику домой, на работу с целью обсуждения путей погашения долга, возможной отсрочки, реструктуризации, пролонгации и прочих вариантов решения проблемы.
Письма, в том числе на электронную почту
Заемщика могут засыпать информационными письмами, официальными уведомлениями, которые будут приходить по месту его регистрации или проживания.
Интернет
Могут поступать сообщения в социальных сетях, цель которых такая же – взыскание долга.
Порядок взаимодействия с коллекторского агентства с должником
Любой контакт коллектора с должником или его представителем возможен с одновременным соблюдением следующих условий:
- в будние дни с 8.00 до 20.00;
- не более 3 раз в неделю;
- не более 1 раза в день на личные встречи и не более 3 раз в день для звонков.
Начало беседы, письма должна содержать полную информацию о:
- коллекторе (название, адрес, регистрационные данные, ФИО сотрудника агентства);
- кредиторе;
- передаче информации от кредитора к коллектору;
- структуре задолженности (сумма кредита, просрочки, штрафов, пеней и т. д.);
- ответственности должника за нарушение кредитного договора.
Должник имеет право потребовать документы по кредиту, проводить аудио и видеофиксацию таких контактов.
Однако недобросовестные коллекторы нарушают этот закон, применяя методы взыскания, которые напрямую запрещены п.5 ст.5 Закона.
Противозаконные методы взыскания задолженности
Даже используя разрешенные способы, коллекторы нередко переходят все границы нравственности и порядочности. Они позволяют себе грубить, стыдить, оскорблять, требовать, запугивать. Звонят и приходят в запрещенные часы или чаще, чем это дозволительно Законом.
Заемщик, который знает свои права, легко поймет, что коллекторы не могут сделать все те ужасы, которые они обещают ему. Но это не отменяет того, что человек начинает чувствовать подавленность, обреченность, страх за себя и за близких.
Ситуация усугубляется еще и тем, что коллекторы не останавливаются и начинают беспокоить звонками и визитами к близким и родным. Распространяют материалы, позорящие заемщика, унижающие его достоинство.
В самых ужасающих случаях может даже наноситься вред имуществу должника или, что и вовсе недопустимо, применяться физическое насилие, которое влечет за собой получение вреда здоровью или и вовсе смерть заемщика.
В конечном итоге, под давлением, человек может совершить грубую ошибку и начать платить коллекторам напрямую. Однако взыскатели не имеют права принимать от должника никаких материальных вознаграждений. Допускается только оплата в счет погашения долга!
Защита от недобросовестных МФО
Заемщик, даже став должником, не бесправен перед произволом. Статья 16 Закона прописывает его права, в числе которых есть:
- возможность оспаривать действия коллекторских агентств;
- подавать на них жалобы;
- требовать отстранения сотрудника, которые нарушил Закон;
- фиксировать процесс взаимодействия с коллекторами с целью защиты своих прав и достоинства;
- обращаться в контролирующие и надзорные органы власти РК.
За нарушение Закона коллекторские агентства и МФО могут быть лишены права заниматься этой деятельностью путем исключения их из реестра.
Что делать, когда нечем платить имеющиеся кредиты?
Если уж так вышло, что у вас много кредитов, а денег их оплачивать нет, то не стоит прятаться от кредитных организаций. Попытки скрыться, не выходить на связь могут быть расценены как мошенничество. А вот если контактировать с коллекторами и МФО в рамках закона, представить документы, которые подтвердят ваше сложное финансовое состояние, то можно запросить отсрочку, кредитные каникулы, реструктуризацию или поискать иной законный и максимально доступный в финансовом смысле выход.