Куда жаловаться на МФО
Финансовые организации в попытке минимизировать убытки иногда переходят границы дозволенного. Могут натравить недобросовестных коллекторов, выписывают штрафы и звонят по ночам. Кроме того, зачастую кредитные договоры составляются с юридическими лазейками. Это помогает получить с заемщика суммы, на которые он не рассчитывал.
Единственный способ защитить себя от произвола МФО – это жалобы в соответствующие органы. Куда обратиться и как составить жалобу на кредитную организацию.
Основания для жалобы
Если вы оказались недобросовестным плательщиком, то организация вправе требовать вернуть заемные средства. В этом случае основание для жалоб – это лишь некорректное поведение коллекторов, нарушение законодательных норм до заключения договора и после истечения его сроков.
Причины для жалобы на МФО:
- отсутствие у кредитора лицензии на выдачу займов;
- на сайте указаны неверные данные, задача которых ввести потенциального заемщика в заблуждение;
- заимодатель нарушает договоренности по приему задолженности, что увеличивает размеры штрафов;
- компания передала личные данные кредитора третьим лицам;
- годовая ставка по кредиту больше, чем 56%;
- МФО удержала дополнительные средства – например, страховка, обслуживание кредита;
- кредитор изменил условия договора после его оформления без предварительного согласования с получателем заемных средств;
- коллекторы, сотрудники МФО нарушают все мыслимые этические нормы, игнорируют адвокатов.
Причин для обращения в контролирующие и правоохранительные органы множество. Осталось составить жалобу.
Оформление жалобы
Жалоба – это официальный документ, поэтому имеет утвержденную форму. Лучше всего обратиться в контролирующую организацию и уточнить форму подачи заявления. Вне зависимости от места обращения в жалобе нужно указать контактные данные, сумму задолженности и процентов, действия, которые были направлены на их погашение, действия МФО по отношению к заемщику.
Куда обратиться с жалобой, контактные данные контролирующих организаций в Казахстане представлены в таблице.
Организация |
Контактная информация |
Национальный Банк |
|
Банковский омбудсмен |
|
Прокуратура |
По месту жительства. Обращайтесь, если МФО или коллекторы угрожают вам, нарушают в отношении вас этические нормы, звонят по ночам. Постарайтесь узнать название коллекторской конторы, которая занимается возвратом долга финансовой организации. |
Нацбанк Казахстана рекомендует: перед тем как брать заем, уточнить, является ли деятельность микрофинансовой организации законной. Для этого проверьте наличие МФО в реестре кредитных организаций Казахстана на сайте Национального банка.
Причины для отказа от рассмотрения жалобы
Составить и предоставить жалобу на МФО в контролирующие органы – это неотъемлемое право заемщика. Но в некоторых случаях делать это нежелательно. К ним относятся:
- Кредитор ничего не нарушил – годовая эффективная ставка вознаграждения не превышает 56%, его работники и коллекторы ведут себя корректно, не были изменены условия кредитования в одностороннем порядке.
- Вы хотите решить дело мирно, получить отсрочку или реструктуризировать кредит.
Работники контролирующих организаций рассмотрят вашу жалобу. Но это займет некоторое время – в среднем до 1 месяца. Если нарушения не будут выявлены, то вас обяжут выплатить тело кредита, пени и штрафы.
Если же вы хотите решить дело мирно, то лучше обратиться к руководству МФО. Жалоба – это основание для проверки финансовой организации контролирующими органами. Они обязаны уведомить руководство ее причины с указанием Ф.И.О жалобщика. Если МФО не нарушило законодательные нормы, проверка ничего противоправного не обнаружила, то кредитная организация вряд ли пойдет вам навстречу и передаст дело в суд.