Отзыв персональных данных из МФО
При получении займа человек предоставляет кредитору свои персональные данные и дает согласие на их обработку. Это обязательное требование законодательства и необходимое условие, которое позволяет сторонам договора взаимодействовать и гарантировать законное применение личной информации. Использование, распространение и хранение персональных данных допустимо только для достижения заявленных целей.
На практике не всегда срабатывает принцип, когда после всех выплат кредитору, информация о заемщике не используется для рассылок, предложений о новых кредитах, заманчивых скидках и акциях. В Казахстане МФО могут хранить кредитную историю на протяжении 5 лет (до недавнего времени срок составлял 10 лет), но такое право имеет строго очерченную цель, выходить за которую незаконно.
В каких ситуациях следует отзывать данные
Можно выделить несколько групп граждан, которые могут задействовать механизм отзыва информации о себе:
- Заявители на получения займа, которым отказали. Суть проблемы в том, что личные данные остались у МФО, и организация может воспользоваться ими в своих целях, передать партнерам или коммерческим структурам.
- Заемщики, полностью выплатившие кредит. Кроме хранения кредитной истории никакого другого использования личной информации в интересах организации или третьих лиц не допускается.
- Должники или лица, выплачивающие кредит. Здесь дело обстоит сложнее, так как наличие задолженности позволяет обрабатывать персональные данные без наличия на это согласия субъекта, что напрямую предусмотрено законом.
Подача заявления на отзыв персональных данных не имеет ограничений для любой из групп. Во всех трех случаях организацией предпринимаются действия по поступившему запросу. Но если в первом и втором случаях оператор обработки персональных данных в лице МФО удаляет информацию, то в отношении должников будет дан ответ о наличии законных оснований для отказа в удовлетворении. Однако это поможет избавиться от назойливых звонков и предложений, ограничит взаимодействие строго отведенными законом рамками. Кредиторы смогут в основном досаждать письменными уведомлениями с напоминаниями, претензиями, требованиями, сообщениями об уступке требования по договору коллекторам или направлении иска в суд.
Иная ситуация в отношении судебных приставов, наделенных законодательством значительными полномочиями по взысканию долгов. У них невозможно отозвать свою личную информацию, которая используется для исполнения судебного решения.
Как подать заявление
Утвержденного образца заявления нет, поэтому допускается любая произвольная форма, содержащая обязательные требования для обращений:
- кому адресовано;
- кто обращается;
- о чем просит;
- наличие даты, подписи.
Желательны в таком обращении описания оснований для отзыва, ссылки на нормы законодательства Казахстана о защите персональных данных, микрофинансовой деятельности. Просительная часть должна содержать однозначные формулировки и требования, без двоякости их понимания, толкования. Речь может идти также об отзыве части персональных данных либо запрете на определенный вид обработки. Подготовленное заявление можно отправить по почте или отнести непосредственно в МФО. Отдельные организации имеют собственные бланки заявлений, которыми можно воспользоваться.
Способы защиты от мошенников и назойливых кредиторов
Случаи незаконного использования чужих паспортных данных, иной информации для получения микрокредита достаточно распространены. Человек может узнать о наличии у него долга из уведомления МФО о просрочке, от коллекторов или из иска в суд. В таких случаях алгоритм действий сводится к следующему:
- информирование МФО о факте мошенничества;
- направление заявления в правоохранительные органы;
- предоставление копий документов о возбуждении уголовного дела микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам или судебным приставам в зависимости от стадии состояния задолженности, ее нахождения у конкретного субъекта;
- принятие мер по удалению из личной кредитной истории результатов мошенничества.
Повысить гарантии безопасности по микрокредитованию и исключения последующих недоразумений можно с помощью обращений в МФО, включая заявления об отзыве персональных данных.