Агентство Fitch повысило прогноз кредитного рейтинга Казахстана до «Позитивного»
Международное рейтинговое агентство Fitch повысило прогноз суверенного кредитного рейтинга Казахстана до «Позитивного». Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК.
«20 декабря Международное рейтинговое агентство Fitch повысило прогноз суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан со «Стабильного» до «Позитивного», - информирует пресс-служба.
Как следует из сообщения, размещенного на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE), Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента (”РДЭ”) Казахстана в иностранной и национальной валюте со “Стабильного” на “Позитивный” и подтвердило эти рейтинги на уровне “BBB-” и “BBB” соответственно. Кроме того, агентство подтвердило краткосрочный РДЭ страны в иностранной валюте на уровне “F3″ и рейтинг странового потолка “BBB”.
“Пересмотр прогноза по рейтингам Казахстана отражает продолжение восстановления после серьезного воздействия глобального финансового кризиса, о чем свидетельствуют экономический рост, улучшение платежного баланса, признаки стабилизации в банковской системе, снижение бюджетного дефицита и укрепление государственного баланса”, - цитирует KASE Эда Паркера, главу аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой.
“В то же время проблемные кредиты в банковском секторе остаются существенным источником риска и основным фактором, сдерживающим суверенный рейтинг”, - добавил он.
Как указывается в сообщении, макроэкономическая конъюнктура в настоящее время является фактором, поддерживающим суверенную кредитоспособность. Реальный ВВП повысился на 7,5 % за первые три квартала 2010 года (относительно аналогичного периода предыдущего года), чему способствовали рост нефтедобычи, повышение цен на нефть и результаты стимулирующих мер проводимой политики.
“Fitch прогнозирует рост реального ВВП на 5% - 6% в 2011 и 2012 годах, чему будут способствовать наблюдающийся сейчас бум в секторе сырьевых товаров и экономический рост в Китае, а также значительные прямые иностранные инвестиции и развитие инфраструктуры”, - говорится в сообщении.
Нефтедобыча резко возрастет с началом добычи на Кашаганском месторождении в Каспийском море, как ожидают власти в 2015 году. Добыча может удвоиться примерно к 2020 году, в результате чего Казахстан может стать пятой крупнейшей нефтедобывающей державой в мире.
Произошло существенное уменьшение рисков внешнего финансирования.
Fitch прогнозирует, что счет текущих операций Казахстана станет профицитным на уровне около 3,7% ВВП в 2010 году и 3,2% в 2011 году в сравнении с дефицитом в 3,1% в 2009 году. Чистые прямые иностранные инвестиции (акционерные и внутрикорпоративный долг) могут составить около 10 млрд долларов в год, в то время как внешние заимствования компаний в госсобственности, у международных финансовых организаций и Китая способствуют притоку капитала, несмотря на дефолт по внешнему долгу у некоторых казахстанских банков.
Валютные резервы Национального банка составили 28 млрд долларов в ноябре 2010 года, а совокупные валютные резервы и иностранные активы в Национальном Фонде Республики Казахстан (”НФРК”) увеличились до 58 млрд долларов с 42 млрд долларов в июне 2009 года. Это обеспечивает существенную подушку валютной ликвидности для суверенного эмитента и обуславливает его позицию как внешнего нетто-кредитора.
Тем не менее, Fitch прогнозирует, что чистый внешний долг составит около 19% ВВП на конец 2010 года в сравнении с десятилетним медианным уровнем для рейтинговой категории “BBB” в 9%. Это связано в основном с высоким внешним долгом частного сектора, около половины из которого приходится на внутрикорпоративный долг с квази-акционерными характеристиками.
Ситуация в сфере государственных финансов Казахстана улучшается и является благоприятным рейтинговым фактором.
Fitch прогнозирует сбалансированный общегосударственный бюджет (в соответствии с определениями Fitch с консолидацией потоков НФРК) в 2011 году, в то время как в 2009 году наблюдался дефицит на уровне 5,3% ВВП, включая ряд внебюджетных расходов. Этому будут способствовать увеличение нефтяных доходов, рост ВВП и ослабление мер, которые были предприняты в период финансового кризиса.
Политика государства по ограничению передачи нефтяных доходов НФРК в бюджет номинальной суммой в 8 млрд долларов в год (6,4% ВВП в 2010 году) в сочетании с переменной величиной новой экспортной пошлины на нефть менее 1% ВВП должна способствовать налогово-бюджетной прозрачности, хотя и подвержена риску, связанному с исполнением. Общий государственный долг является низким на уровне 13% ВВП на конец 2010 года в сравнении с долгосрочной медианой для рейтинговой категории “BBB” в 35%, согласно прогнозам Fitch.
В то же время эти сильные стороны частично ослабляются существенными условными обязательствами в форме предприятий в государственной собственности и слабой банковской системой.
Основным фактором, ограничивающим суверенный рейтинг, является банковский сектор. Три банка допустили дефолт в 2009 году, включая два крупнейших банка Казахстана, что привело к убыткам в размере около 10,9 млрд долларов (10% ВВП в 2009 году) для кредиторов после завершения реструктуризации в 2010 году. Эти списания плюс государственный капитал в размере 9 млрд долларов укрепили показатель достаточности капитала банковского сектора до 17%, однако включение в него существенного объема “начисленных процентов” ставит вопрос относительно его качества.
Государство и предприятия в государственной собственности также предоставляют значительное фондирование. В то же время качество активов является слабым и до сих пор неопределенным. Согласно национальным стандартам, неработающие кредиты составляли 26% всех кредитов по состоянию на ноябрь 2010 года, повысившись относительно 18% годом ранее.
В то же время, по оценкам Fitch, все проблемные кредиты, включая реструктурированные кредиты, составляют более 50%. Хотя резервы, эквивалентные 17% кредитов, а также капитал обеспечивают способность абсорбировать убытки, китализация некоторых банков, как представляется, остается недостаточной.
Тем не менее, Fitch не ожидает дальнейшей рекапитализации со стороны государства, хотя нельзя исключать, что она будет предоставлена. Уровни долларизации, валютные разрывы и отношение кредитов к депозитам снижаются, и существенное восстановление экономики способствовало бы восстановлению сектора.
Объемы кредитования сокращаются в реальном выражении, и слабая финансовая система может выступать в качестве фактора, сдерживающего рост кредитования и ВВП, в течение некоторого времени. Это может сказаться главным образом на потребителях и предприятиях малого и среднего бизнеса, поскольку крупные корпорации и ключевые проекты развития могут иметь доступ к международному финансированию.
Другие слабые стороны, которые сказываются на рейтингах Казахстана, включают недостатки в области корпоративного управления и коррупцию, подверженность влиянию цен на сырьевые товары (что, как правило, означает более высокую макроэкономическую волатильность), относительно слабый деловой климат, что сдерживает инвестиции, диверсификацию и рост, а также историю высокой и достаточно волатильной инфляции и макрофинансовой нестабильности.
Потенциальные факторы, которые могут обусловить рейтинговые действия в будущем, включают увеличение уверенности в том, что инвестиции в сектор природных ресурсов и другие проекты развития обеспечивают надежные перспективы роста и хорошие позиции в области платежного баланса, что может привести к повышению рейтингов.
Более устойчивые свидетельства оздоровления банковской системы с сокращением проблемных кредитов и отсутствием необходимости в дальнейшей дорогостоящей государственной поддержке также могут привести к повышению рейтингов.
Давление на рейтинги в сторону повышения возможно в случае укрепления суверенного баланса. И, напротив, появление в банковской системе более значительных проблем, чем в настоящее время ожидается Fitch, серьезное и продолжительное снижение цен на нефть или ослабление налогово-бюджетной дисциплины могут привести к негативному рейтинговому действию.