Азиатский кризис 1997 года возвращается
В 1997 г. экономики юго-восточной Азии просели, когда поток горячего капитала, годами наводнявшего регион, иссяк, пишет Dow Jones Newswires.
Произошли крупные девальвации, взлет процентных ставок и разрыв пузырей на рынке активов. То же самое может случиться и сейчас через пару лет, если правительства этих стран не примут жестких мер, предупреждает Энди Цзы, экономист из Азии. Это означает, что нужно забыть "о правилах свободного рынка", - пишет он. - "Это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти".
Вспомним, что же предшествовало Азиатскому кризису в 1990-е гг.
В начале 1990-х гг. ФРС накачала американскую экономику ликвидностью, чтобы смягчить последствия рецессии в результате кризиса на рынке кредитования и сбережений. Процесс глобализации ускорился, и эти деньги потекли на новые рынки, особенно в страны Восточной Азии.
С притоком капитала произошел рост курсов местных валют, инфляция и процентные ставки упали, стоимость активов увеличилась, и начался инвестиционный бум. Все эти явления вместе усиливали друг друга, и в итоге образовались пузыри. К 1997 г. экономики настолько дестабилизировались, что когда в США оборвали поток ликвидности, пирамида рухнула.
На рынки Азии хлынули горячие деньги, валюты рухнули, процентные ставки взлетели вверх, а экономики скатились в глубокую рецессию.
Именно это происходит и сейчас. Но на этот раз масштаб будет больше. Кризис охватит весь развивающийся мир, а не отдельный регион, утверждает Цзы. По сравнению с нынешней программой количественного смягчения ФРС то, что было в 1990-е гг. - ерунда. На первом этапе экономика получает 1 трлн долл, далее еще столько же, а если и это не поможет привести ее в чувства, то в следующем году может последовать третий этап количественного смягчения.
Тонны спекулятивного капитала текли в активы всех классов, особенно на рынки развивающихся стран и сырьевых держав. Положение Бразилии, к примеру, особенно уязвимо.
Если еще не поздно, то единственным выходом для развивающихся стран будет введение жестких мер по контролю денежных потоков, которые перекроют канал движения горячего капитала. Они также не допустят отток капитала при развороте ситуации.
Без этих мер, экономики ждет "тотальный коллапс", - предупреждает Цзы. Разрыв пузырей повлечет не только смену власти, но и социальную катастрофу.
А это, к стати сказать, обратная сторона назревающей валютной войны.
Сколько времени пройдет прежде, чем США поставят барьеры, чтобы компенсировать потери, понесенные из-за фиксации курса развивающимися странами? Когда развивающиеся страны начнут контролировать движение денежных потоков, чтобы предотвратить последствия до абсурда неправильной и опасной монетарной политики США?