"Большая семерка" вновь затормозила

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прогнозирует, что рост экономик стран "Большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада) составит во второй половине 2010 г. приблизительно 1,5%, тогда как в мае этот показатель ожидался на уровне 1,75%.

"Недавние опережающие индикаторы свидетельствуют о том, что замедление темпов восстановления экономики оказалось более значительным, чем мы ожидали ранее",- заявил главный экономист ОЭСР Пьер Карло Падоан.

Отрицательную динамику объясняют тем, что частного потребления оказывается недостаточно, чтобы компенсировать сокращение государственной поддержки экономики.

Экономисты ОЭСР прогнозируют, что ВВП стран "Большой семерки" в третьем квартале увеличится на 1,4%, а в четвертом - только на 1%. Для сравнения: в первом квартале 2010 г. экономика ведущих стран мира выросла в среднем на 3,2%, а уже во втором квартале замедлилась до 2,5%.

Согласно прогнозу ОЭСР, экономика США, крупнейшая в мире, в третьем квартале увеличится на 2%, а в четвертом - на 1,2%. В то же время экономика Канады - по итогам третьего квартала - покажет рост на 2,2%, даже более уверенный, чем во втором, причем показатель ВВП страны вырастет в четвертом квартале 2010 г. до 2,3%. ВВП Японии, второй крупнейшей экономики мира, в третьем квартале может вырасти на 0,7%, а четвертом - на 0,6%.

Слабый экономический рост будет наблюдаться в Европе. Экономики Германии и Франции по итогам третьего квартала вырастут на 0,7%, а в четвертом квартале - на 1,1% и 0,3%, соответственно.

Хуже придется Италии, где в июле-сентябре ВВП снизится на 0,3%, а в октябре-декабре продемонстрирует незначительный рост на уровне 0,1%. Усредненный показатель роста ВВП трех крупнейших экономик зоны евро (Германии, Франции и Италии) в третьем квартале 2010 г. составит всего 0,4%, однако в четвертом квартале увеличится до 0,6%. ВВП Великобритании в третьем квартале увеличится на 2,7%, а в четвертом квартале 2010 г.- на 1,5%.

В числе факторов, оказывающих негативное воздействие на экономическое восстановление, специалисты ОЭСР называют сокращение потребительских расходов, возможное ухудшение ситуации на рынке недвижимости, безработицу, неопределенность на рынках государственного долга, возможные колебания финансовых рынков и спроса потребителей. "Неопределенность вызвана сочетанием положительных и негативных факторов. Однако вероятность того, что мы направляемся к еще одному спаду, мала",- уверяет Пьер Карло Падоан.

Росту внутреннего потребления в развитых странах могут помешать высокий уровень безработицы и ослабленный рынок жилья. Кроме того, давление на финансовую систему продолжит оказывать неопределенность на рынках государственных долговых облигаций. Обеспокоенность организации вызывает и уровень инфляции, который достиг чрезвычайно высокого уровня во многих странах-членах ОЭСР. Причиной этого называется рост цен на сырье и, в некоторых случаях, ценовая коррекция, следующая за увеличением косвенных налогов.

Сильной стороной экономик стран "Большой семерки" специалисты ОЭСР называют благоприятное соотношение объема частных инвестиций и ВВП. По мнению авторов доклада ОЭСР, в сочетании с уверенными квартальными финансовыми результатами частных и государственных корпораций это будет способствовать тому, что в ближайшем времени поток инвестиций не ослабнет. Более того, объемы товарно-материальных запасов в странах "Большой семерки" находятся на уровне, близком к оптимальному, что практически исключает вероятность их истощения в краткосрочной перспективе.

При этом ОЭСР рекомендует развитым странам продлить действие государственных программ стимулирования экономики. "Если грядущее замедление - временное явление, самой верной политикой было бы отложить вывод мер по стимулированию экономики на несколько месяцев и одновременно придерживаться плана по консолидации государственного бюджета. Но если грядущее замедление является долгосрочной тенденцией, экономике могут потребоваться дополнительные стимулы в виде снижения учетных ставок или удержания их на близком к нулю уровне",- говорится в докладе ОЭСР.

Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) также прогнозируют, что рост мировой экономики замедлится к концу 2010 г. По мнению специалистов МВФ, это произойдет из-за того, что правительства многих стран не могут справиться с долговыми обязательствами, а финансовый сектор продолжает испытывать трудности. В фонде считают, что такие факторы, как спад рынка недвижимости в США, с которого начался мировой финансовый кризис, могут ухудшить ситуацию. МВФ предупреждает, что если число неплатежей по ипотеке вновь увеличится, кредитование снова может сократиться.

МВФ озабочен тем, что госдолг большинства стран "Большой семерки" находится на уровне времен Второй мировой войны. Задолженность крупных экономик в среднем выросла к концу 2009 г. до 75% от ВВП с докризисных 60%. Греция, Италия, Япония и Португалия являются теми странами с развитой экономикой, чей госдолг достиг "почти неприемлемого уровня". К опасной долговой черте приближаются также Исландия, Испания, Великобритания и США.

Самая высокая государственная задолженность среди экономически развитых государств мира в настоящее время у Японии - около 200% от ВВП страны. В августе Министерство финансов Японии сообщило, что японский суверенный долг достиг $10,5 трлн. из-за снижения налоговых поступлений в государственный бюджет. При этом ни одной проблемной стране, даже Греции, дефолт не угрожает. "Мы считаем, что рынки значительно переоценили риск дефолта",- утверждает представитель МВФ Паоло Мауро.

В то же время специалисты МВФ призывают ведущие мировые державы воспользоваться текущими низкими процентными ставками и начать сокращать бюджетный дефицит, не боясь, что это может затормозить восстановление глобальной экономики. В отличие от экспертов МВФ, для специалистов ОЭСР экономическое развитие важнее финансовой стабильности. В своих рекомендациях экономисты ОЭСР допускают отказ от фискальной консолидации, экономии государственных расходов с целью сокращения дефицита госбюджета, в случае хорошего состояния государственной казны.

Дмитрий Бондаренко

По материалам Экономические Известия