Чем пахнет безработица?

Чем пахнет безработица?

Классик итальянской (и мировой) детской литературы Джанни Родари как-то размышлял над вопросом "Чем пахнут ремесла?". Свои мысли он оформил в стихотворные строки, которые уже несколько десятилетий маленькие жители планеты Земля изучают наизусть в детсадах и первых классах школ. Хотя история, как говорится, всегда вносит свои коррективы: во второй декаде 21 века детям придется запоминать не столько "запах" профессий, сколько их названия. Безработица уже сегодня распространяется по миру настолько быстро и коварно, что только и успевай вычеркивать лишние пункты в списке "востребованных специалистов".

К таким печальным выводам пришли сегодня участники крупной международной конференции по проблемам безработицы, которая проходит в Осло (Норвегия) под эгидой Международного валютного фонда и Международной организации труда. Лейтмотивом почтенного собрания, на которое съехались президенты, премьер-министры, министры труда, экономики и финансов со всего мира, стала насколько простая, настолько же страшная истина: мировая экономика от кризиса понемногу приходит в себя, но, приходя в себя, она практически не создает рабочих мест и не добавляет ни капли оптимизма тем, кто уже потерял все средства к самореализации, а, следовательно, - к существованию.

Загнанных лошадей пристреливают? Количество безработных за последние два года выросло на 30 млн человек - до 210 млн по всему миру. Для сравнения - это чуть меньше Советского Союза вместе с Прибалтикой и Средней Азией. Посчитать сколько же людей оказались в условиях так называемой неофициальной занятости, урезания доходов и вынужденных прогулов, простоев и отпусков вообще невозможно - такой статистики не ведет ни одна страна мира.

"Вместе с тем, цифры ощутимы. Когда безработица растет на 1-3 процента, это почти незаметно. Когда же рост достигает 10%, это касается всех - и уже уволенных, и тех, кто начинает нервничать по поводу будущих кадровых сокращений", - прокомментировал ситуацию главный экономист МВФ Оливье Бланшар.

Дело не спасает даже тот факт, что экономики так называемых развивающихся стран, ориентированные на экспорт сырья, понемногу набирают темпы роста. Кризисные потери требуют от экспортеров полной экономии на всем - в частности на рабочей силе. О развитых странах и говорить нечего: выражаясь языком врачей, настолько запущенную форму болезни - безработица - в тех же Соединенных штатах можно было наблюдать разве что в период Великой депрессии, когда каждый третий американец не мог найти хоть какое-нибудь занятие в течение нескольких месяцев. Сегодня среднестатистический безработный в США (а их там всего более 7,5 млн ) ищет работу в течение 6-8 месяцев.

"Последствия такого кризиса занятости особенно ощутят молодые специалисты - дипломированные, но без опыта работы и те, кто из-за простоя потерял квалификацию и не смог догнать более опытных коллег", - утверждают специалисты МВФ.

К слову, количество молодых безработных - 81 млн человек. Между тем, именно молодежь составляет четвертую часть всех трудоспособных на Земле. В некоторых странах, в частности в Испании, работу не могут найти 40% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Чем это грозит - понятно. Отсутствие первого места работы - это утраченные возможности, испорченные резюме, беспомощность перед более молодыми и шустрыми (которым просто повезло родиться чуть позже).

Впоследствии - отсутствие желания иметь семью и детей, потому что жить в нищете – большая заслуга. А иметь детей и потерять работу - это еще и риск лишить потомков достойного образования и жизненных перспектив.

Например, в Канаде дети безработных оказались на 10% менее грамотными своих сверстников, чьи родители продолжают работать. В конце концов выход для молодежи один - либо прозябание на случайных, мелких должностях за мизерную плату, или пьянство, или криминал, что в любом случае приведет к вспышке заболеваемости раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями, туберкулезом, а то и к самоубийствам. Картина неприятная, но более чем реальна. Причем без особой разницы, в какой стране она будет наблюдаться: люди, по большому счету, везде страдают одинаково.

Постой, паровоз!

И куда теперь бедному землянину податься? Именно на этот вопрос и пытаются ответить "сильные мира сего", собравшиеся в Осло. Однако услышать от них хотят конкретные рецепты, а их-то сейчас - нет. Констатировать факты согласились все, а вот предложить что-то действенное не смогли даже всемогущие председатель МОТ Хуан Сомавиа, глава МВФ Доминик Стросс-Канн и уже упомянутый главный экономист Фонда Оливье Бланшар.

"Международное сообщество должно четко ответить на тот вызов, который поставил кризис перед работающим человеком", - сказал Д.Стросс-Канн.

"Мировой экономический подъем оказался несправедливым, так как не отразился пока на проблеме занятости", - отметил Х.Сомавиа. "Пройдет 15-20 лет, и люди, которые сегодня теряют работу, будут получать за свой труд на 20% меньше, чем их конкуренты. Поэтому решить проблему безработицы нам нужно сегодня - пока она не приобрела признаки структурной проблемы", - подчеркнул О. Бланшар.

И только делегации Дании и Германии намекнули на эффективность распределения бюджетных средств при решении вопроса не только собственно занятости, но и обучения будущих специалистов. По мнению датских и немецких экономистов, рассчитывая экономические прогнозы на 5-10 лет, правительства стран мира должны уделять особое внимание именно государственному заказу в образовании, а уже потом - стимуляции (в том числе денежной) создания новых рабочих мест.

Причем дополнительных бюджетных вложений в дело приобретения опыта и получения работы, как оказывается, не нужно - достаточно эффективно работать с уже имеющейся массой денег, которая ежегодно закладывается в виде государственных субсидий, компенсаций и других наград.

Ведущие экономисты МОТ и МВФ уже приняли такой подход "на заметку", и договорились дополнительно проработать концепцию предоставления социальной защиты населению в контексте средне- и долгосрочной перспективы, а также максимально сфокусироваться на решении проблемы официальной занятости. Первые наработки МВФ и МОТ презентуют уже через год - на Всемирной конференции труда в июне 2011 года.

Олеся Сафронова

По материалам ИнтерМедиа Консалтинг