Данные о потреблении в Китае скрывают резкое замедление роста
Хотя транснациональные корпорации жалуются на падение продаж в Китае, официальные данные по розничной торговле во второй крупнейшей экономике мира говорят о гораздо более устойчивой ситуации. В чем же дело?
Правильный учет склонности китайских покупателей к совершению покупок критически важен и для компаний, которые все больше зависят от этого рынка, и для самой страны: потребление, объявленное новым двигателем роста, должно компенсировать снижение уровня инвестиций. Производители потребительских товаров Unilever, Nestlé и Colgate-Palmolive сообщили о снижении продаж в Китае в ІІІ квартале по состоянию на конец сентября. Продажи Unilever упали на 20 % в стоимостном выражении. Тем временем Национальное бюро статистики Китая заявляет, что за первые девять месяцев 2014 г. розничные продажи выросли на 12 , чуть чуть отставая от прошлогодних 13 .
Однако аналитики говорят, что официальные данные скрывают более резкое снижение потребления. Согласно данным Генеральной торговой палаты Китая (отраслевой ассоциации), по состоянию на сентябрь продажи 100 крупнейших предприятий розничной торговли выросли всего на 0,1 % за год по сравнению с 10,1 % за аналогичный период прошлого года. «Очевидно, что потребление домохозяйств после весьма хороших показателей в первой половине 2014 г. в ІІІ квартале снизилось, — сказал Эндрю Бэтсон, директор по исследованиям GaveKal Dragonomics, пекинской компании по макроэкономическим исследованиям. — Мы считаем, это отражает запаздывающее влияние снижения роста прибыли корпораций в начале этого года: поскольку прибыли компаний растут медленнее, последние не так щедры в повышении зарплат своим сотрудникам».
Китайское руководство поставило целью повысить роль потребления в стимулировании общего экономического роста при сокращении расходов на инвестирование. В действительности, по словам экономистов, в ближайшие годы будут снижаться и инвестиции, и потребление. Восстановление равновесия будет возможно в том случае, если потребление будет снижаться медленнее, чем инвестиции.
Риск состоит в том, что снижение уровня инвестиций, особенно на вялом рынке недвижимости, потянет за собой вниз и потребление. В прошлом году потребление составило лишь чуть менее половины ВВП; на домохозяйства пришлось 36 %, а остальное — на правительство.
В Китае трудно найти надежные данные по общему потреблению домохозяйств. Аналитики говорят, что официальная информация по розничным продажам — несовершенный способ оценки потребления, потому что она включает некоторые государственные закупки, а также учитывают некоторые оптовые сделки.
Наиболее надежный официальный показатель потребления — данные национальных счетов, разделяющие ВВП на инвестиции, потребление и экспорт. Однако такие данные публикуются только раз в году и со значительным опозданием. Они показывают, что в 2013 г. потребление домохозяйств выросло на 11 % по сравнению со средним показателем роста в 15 % в 2008 2013 гг. Kantar Worldpanel, компания по исследованию потребления, прогнозирует, что рост в сегменте товаров повседневного спроса (в том числе туалетных принадлежностей, безалкогольных напитков и игрушек) в этом году снизится до 5,5 , тогда как три года назад он составлял 15 .
Снижение продаж Unilever и его мировых коллег частично вызвано такими цикличными факторами, как уменьшение товарных запасов. Действие этого фактора, вероятно, будет продолжаться до начала следующего года. По данным Kantar, иностранные бренды также теряют рыночную долю в пользу местных конкурентов, однако основная тенденция снижения потребления никуда не девается. «Это новая норма на китайском потребительском рынке. В будущем не будет роста двузначными темпами. Темпы будут выражаться однозначными числами», — сказал Джейсон Юй, генеральный управляющий Kantar Worldpanel China.
Теги: Китай