ЕЦБ перекрыл греческим банкам доступ к деньгам, но оставил им лазейку
Европейский центральный банк (ЕЦБ) с 11 февраля прекратил принимать в качестве залога государственные облигации Греции. Эта мера, о которой было объявлено 4 февраля, существенно ограничила греческим банкам доступ к деньгам. Но пока им для получения свежей ликвидности оставили лазейку под названием ELA. А что это, собственно, такое?
Почему ЕЦБ принимал гособлигации с “мусорным” рейтингом
Для того, чтобы, образно говоря, в любом банкомате никогда не кончались деньги, банкам необходим доступ к их неиссякаемому источнику. В еврозоне таковым является Европейский центральный банк. Однако он выдает ликвидность коммерческим кредитно-финансовым институтам не просто так, а, во-первых, в кредит и, во-вторых, под залог определенных ценностей.
В подавляющем большинстве случаев ЕЦБ в качестве залога принимает принадлежащие банкам государственные облигации данной страны. Ведь это, как правило, высоконадежные ценные бумаги. Степень их надежности определяется суверенным рейтингом выпустившего их государства. У погрязшей в огромных долгах Греции рейтинг давно уже “мусорный”, а потому принимать ее гособлигации в качестве залога по идее нельзя, ведь весьма велика опасность, что эти долговые обязательства просто не будут обслуживаться.
Однако в ходе борьбы с долговым кризисом в еврозоне ЕЦБ принял решение все-таки принимать ценные бумаги стран даже с очень плохим рейтингом, но только, если данное государство официально запросило международную финансовую помощь и согласилось выполнять условия ее предоставления. Именно поэтому доступ к источнику свежих денег даже в самые трудные моменты сохраняли банки Ирландии, Португалии, Испании, Кипра, а до 11 февраля и Греции.
Механизм экстренного предоставления ликвидности
Теперь ситуация кардинально изменилась. Ведь пришедшее в конце января к власти новое греческое правительство во главе с Алексисом Ципрасом объявило о выходе из программы международной финансовой помощи, требовавшей от Афин режима жесткой экономии и проведения реформ, ход которых контролировала так называемая “тройка”. В этих условиях ЕЦБ больше не имеет никаких оснований принимать в качестве залога греческие гособлигации с их “мусорным” рейтингом.
Так что греческие банки с 11 февраля по сути дела оказались отрезанными от источника ликвидности, что в считанные дни могло бы привести к финансовому коллапсу в Греции, если бы ЕЦБ не оставил этим банкам временной лазейки в виде механизма экстренного предоставления ликвидности ELA (Emergency Liquidity Assistance). Этот механизм существует для того, чтобы немедленно оказывать помощь банкам, столкнувшимся с чрезвычайными обстоятельствами. Например, оказавшимся в ситуации, когда клиенты вдруг начинают в массовом порядке снимать деньги со своих счетов.
На какой срок предоставлены 60 миллиардов евро?
Запуск механизма ELA оговорен целым рядом условий. Так, ликвидность в данном случае предоставляет не ЕЦБ, а центральный банк данной страны, который и несет все связанные с таким экстренным финансированием риски. Кредитовать разрешается только платежеспособные банки, испытывающие лишь временную нехватку ликвидности. Ставки по таким кредитам обычно заметно выше, чем тот процент, который требует ЕЦБ. Поэтому пользоваться ELA коммерческим банкам не особенно выгодно, и они обращаются к этому механизму только в крайних случаях.
Национальные центральные банки обязаны самым подробным образом информировать ЕЦБ о любой операции ELA. Он постоянно контролирует использование этого механизма и может потребовать его приостановки, если сочтет, что под угрозой оказались основополагающие цели кредитно-денежной политики, например, стабильность цен, или что получатель неплатежеспособен. Правда, такое решение Совет управляющих ЕЦБ должен одобрить двумя третями голосов.
ЕЦБ устанавливает также максимальные размеры программы ELA для каждой конкретной страны. Как стало известно еще 5 февраля, центральному банку Греции разрешено экстренно предоставлять местным банкам до 60 миллиардов евро. Этой гигантской суммы должно хватить, чтобы как минимум на несколько месяцев обеспечить ликвидностью весь греческий банковский сектор. Так что какие-либо потрясения непосредственно после 11 февраля Греции не угрожают.
Механизм ELA является временным, но нигде четко не оговорено, как долго его разрешается использовать. Американская газета Wall Street Journal, ссылаясь на источник в ЕЦБ, утверждает, что речь может идти о сроке до одного года. В любом случае оказание экстренной помощи не может продолжаться вечно.
Поэтому онлайн-версия немецкого издания Der Spiegel считает, что запуск механизма ELA следует воспринимать, прежде всего, как политический сигнал членам нового греческого правительства: “Вам ничего иного не остается, как прийти к компромиссному решению с вашими кредиторами. Вам дают на это время, до одного года. Воспользуйтесь им!”.
Андрей Гурков