Эксперт: банковская система стран Центральной и Восточной Европы выходит из кризиса
Банковская система стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) выходит из кризиса, но прежние темпы развития исключаются, сказал в интервью РИА Новости в пятницу генеральный секретарь Банковской ассоциации Центральной и Восточной Европы (BACEE) Иштван Лендьел.
«Перспективы на текущий момент видятся такими — мы выходим из кризиса, но восстановить прежние темпы роста исключается, то есть и экономика, и банковский сектор будут расти более медленными, чем до кризиса, темпами», — заявил он на III Бакинской международной банковской конференции государств — участников СНГ на тему «Финансовые институты — основа структурной модернизации экономик государств — участников СНГ».
По словам Лендьелла, финансовый кризис стран ЦВЕ — «это то, что мы частично получили от Запада, а частично — это внутренние проблемы, в частности слишком большой уровень задолженности — одновременно и государства, и бизнес-сектора, и населения». «В большинстве стран все они оказались нетто-должниками. И долго развиваться таким путем невозможно», — сказал он.
Лендьелл отметил также, что говорить о полном восстановлении банковского сектора стран ЦВЕ можно будет в зависимости от качества активов банков. «Это тоже не очень легкий вопрос, он будет решаться в течение нескольких лет, и я думаю, что только года через три-четыре можно будет говорить о восстановлении банковского сектора. Но, с другой стороны, капитализация (банков ЦВЕ. — Прим. ред.), благодаря западным банкам, на высоком уровне», — рассказал он.
По его мнению, в вопросе выхода банковской системы стран ЦВЕ из кризиса большое значение будут иметь действия Европейского центробанка. «Еще один момент (это довольно больной вопрос): большую часть наших банков финансируют материнские банки из-за границы. Их ликвидность зависит от Европейского центрального банка (ЕЦБ). Сейчас там практически неограниченная ликвидность, ЕЦБ предоставляет огромные суммы, но всегда говорит о том, что эти суммы будут в будущем снижены. И как только это произойдет, встанет вопрос — а как наши деньги в Восточной Европе?», — сказал Лендьелл, подчеркнув, что «самый решающий для меня фактор — это то, что будет делать Европейский банк, потому что есть прямая связь».