Энергокомпании Innogy и E.on подготовились к буму электромобилей
Крупнейшие немецкие производители “зеленой” электроэнергии создали специальные бизнес-подразделения для строительства и обслуживания зарядных станций в Европе.
“Продажи электромобилей вскоре начнут расти по экспоненте”, – убежден Петер Териум (Peter Terium), одна из ключевых фигур в электроэнергетике Германии и ЕС. До осени 2016 года он возглавлял второй по величине немецкий энергетический концерн RWE, затем решительно разделил его надвое и возглавил ту часть, которая получила название Innogy и сосредоточится на производстве практически повсюду в Европе электроэнергии из возобновляемых источников.
Формирование альянса автостроителей ускорило принятие решения
Одним из наиболее перспективных направлений деятельности новой компании Петер Териум считает обслуживание инфраструктуры по зарядке электромобилей. Тот факт, что в Германии, на крупнейшем автомобильном рынке Европы, продажи легковых машин с электрическими и гибридными двигателями идут пока весьма вяло, хотя с июля покупателям даже полагаются премии соответственно в 4 и 3,5 тысячи евро, топ-менеджера не смущает.
“Такое уже много раз бывало: что-то долго пробуксовывает, а потом вдруг раз – и понеслось. В области электромобильности этот момент скоро наступит, и мы будем отлично к нему поготовлены”, – заявил Петер Териум в интервью газете Süddeutsche Zeitung и напомнил, что с 1 января 2017 года в компании Innogy начнет действовать отдельное бизнес-подразделение “Электромобильность” (eMobility), которое будет заниматься исключительно обслуживанием владельцев электромобилей.
Весьма показательно, что всего два месяца назад, в октябре 2016 года, когда компания Innogy выходила на биржу, об этом новом структурном подразделении еще не было речи. Однако 28 ноября немецкие автоконцерны BMW, Daimler и Volkswagen (включая его дочерние фирмы Audi и Porsche), а также американская корпорация Ford, подписали меморандум о намерении создать совместное предприятие по строительству и эксплуатации станций сверхбыстрой зарядки электромобилей вдоль важнейших автомагистралей Европы.
Число фирменных терминалов исчисляется уже тысячами
Судя по всему, начавшееся формирование этого альянса и подвигло Innogy объявить 14 декабря о создании отдельного бизнес-дивизиона “Электромобильность”. Во всяком случае, в интервью Süddeutsche Zeitung, опубликованном 19 декабря, Петер Териум на вопрос, собирается ли его фирма участвовать в создаваемом совместном предприятии, ответил “Обязательно”. Мы могли бы, пояснил он, обеспечить создаваемый консорциум “технически высококачественными и конкурентоспособными терминалами для зарядки электромобилей”.
Терминалы фирмы Innogy, отметил ее глава, “уже установлены у таких производителей, как Porsche и BMW”. Всего же по миру их свыше 5300, в том числе, к примеру, на территории кампуса университета в калифорнийском Сан-Диего, с явной гордостью поведал газете Петер Териум.
Не прошло и недели с момента структурных изменений в компании Innogy, как ее важнейший конкурент на немецком рынке E.on 20 декабря тоже объявил о создании отдельного бизнес-дивизиона по строительству и эксплуатации станций и терминалов по зарядке электромобилей в Европе. В заявлении для прессы руководство компании подчеркнуло, что рассматривает электромобильность как одно из стратегических направлений своего бизнеса.
Дания как полигон для тестирования тарифных моделей
“Мы твердо верим в большое будущее электромобильности и в тот огромный потенциал роста, который она открывает”, – заявил Карстен Вильдбергер (Karsten Wildberger), член правления компании E.on. Она в 2016 году, как и RWE, тоже разделилась на две части и, отдав свои угольные и газовые электростанции, а также импорт и транспортировку газа новосозданной фирме Uniper, полностью сконцентрировалась на производстве электроэнергии из возобновляемых источников.
Опыт эксплуатации станций зарядки электромобилей у E.on, как и у Innogy, тоже есть. Так, в Дании, где доля электромобилей существенно выше, чем в Германии, немецкая компания установила и снабжает электричеством уже около 2500 терминалов. Это, с одной стороны, обеспечивает ей лидирующие позиции на датском рынке. С другой стороны, позволяет собирать данные о привычках и предпочтениях такой принципиально новой категории автомобилистов, как владельцы электромобилей.
Используя эту статистику, E.on оптимизирует цены на продаваемую автовладельцам электроэнергию. Таким образом, Дания стала для немецкой компании своего рода полигоном, где тестируются тарифные и сервисные модели, которые, как подчеркивается в сообщении для прессы, затем будут внедряться и на других рынках. Например, в Великобритании и Швеции, где E.on в октябре 2016 года приступила к созданию фирменных сетей зарядных станций.
Таким образом, в уходящем 2016 году вслед за немецкими автостроителями крупнейшие немецкие производители “зеленой” электроэнергии не только провозгласили поворот в сторону электромобильности, но и соответствующим образом изменили свои корпоративные структуры.
Андрей Гурков