Европа вступает в валютную войну?
Снова началось. Последний залп в международной валютной войне не так давно дал глава ЕЦБ Марио Драги. Страны продолжают пытаться ослабить свои валюты, чтобы получить выгоду от экспорта.
Незадолго до выступления Марио Драги на пресс-конференции единая европейская валюта такую торговалась в паре с долларом США вблизи отметки 1,40 и готова была преодолеть этот важный рубеж.
Но в дело вмешалась магия слов. Кстати, Драги вообще большой мастер именно вербальных интервенций. После волшебных слов “..будет комфортно в следующий раз…” евро отправился в один конец.
И вот теперь, спустя всего неделю, европейская валюта уже находится на трехмесячных минимумах к иене и доллару. Таким образом, на этот раз глава ЕЦБ до предела поднял ожидания относительно дальнейших действий регулятора по смягчению монетарной политики. Стоит отметить, что ранее Драги говорил, что крепкая валюта является негативным фактором для экономики, в частности способствует дефляционным процессам. Как критический он отмечал как раз уровень в 1,40.
“Теперь ЕЦБ официально присоединился к списку мировых центральных банков, ориентирующихся на обменный курс валюты”, – написал в своей записке стратег Bank of America Merrill Lynch Атанасиос Вамвакидис.
“Действия ЕЦБ против укрепления евро, на наш взгляд, не противоречат обязательствам G20 не вести политику разорения соседа, однако не совсем согласуются с рыночным ценообразованием валют”, – добавил он.
Иными словами, ЕЦБ не проводит прямого вмешательства в валютный рынок, но предпринимает всяческие попытки ослабить свою валюту.
Так или иначе, разговоров мало, нужны действия. Об этом как один говорят все валютные стратеги крупнейших инвестдомов. Суть высказывания заключается в том, что для дальнейшего ослабления евро Драги необходимо уже что-то сделать, причем рынок еще будет смотреть на то, какие именно действия он предпримет.
По различным сообщениям, ЕЦБ готовит своего рода смесь мер. Она будет включать и снижение ставок, и стимулирование кредитования реального сектора. Reuters, со ссылкой на свои источники, утверждает, что впервые регулятор прибегнет к отрицательным депозитным ставкам.
Побочным эффектом стимулирования, а на самом деле одним из главных, станет ослабление валюты.
В посткризисное время политика ослабления валюты уже стала традицией. Сначала это сделала ФРС, затем Банк Японии, теперь настала очередь ЕЦБ.
Вопрос в том, сможет ли Драги выиграть валютную войну и добиться устойчивой слабости евро?
В валютной войне каждый ЦБ должен защищать свою валюту от слишком сильного укрепления или слишком сильного ослабления. Для примера, валюты развивающихся стран не так давно подверглись распродажам, центробанки проводили интервенции, продавая валюту. Теперь ситуация изменилась, и они покупают валюту. Мы можем наблюдать это в Корее, Колумбии, Бразилии и Израиле.
Итак.
Председатель ФРС Джанет Йеллен как-то заявила, что процентные ставки не будут расти в обозримом будущем, это поддержало рынок облигаций. Глава Банка Японии Харухико Курода заявил, что в случае необходимости он готов расширить свою стимулирующую программу.
Теперь пришла очередь Драги, и он сделал свой предупредительный выстрел. Начнет ли он полноценную войну?