Евросоюз даст гарантии кому угодно
Как только грянул ипотечный кризис, Ирландия предложила гарантии своим банкам и успокоила инвесторов, и в результате подорвала силы своего бюджета. То же самое может произойти и с Евросоюзом, пишет Dow Jones Newswsires.
В своей статье, опубликованной на прошлой неделе в газете Wall Street Journal, Чарльз Форелль и Дэвид Энрич проследили всю печальную историю этих гарантий ирландского правительства. Достаточно будет сказать, что в октябре 2008 г. власти Ирландии полагали, что имеют дело со временным кризисом ликвидности, тогда как на самом деле проблема была гораздо глубже. Банковский сектор страны разросся слишком широко, и обзавелся чересчур большим количеством плохих долгов.
Инвесторы начали это понимать, а правительство Ирландии выделяло банкам все больше денег, пока они не стали напоминать бездонную яму. В декабре 2008 г. банк Anglo Irish Bank Corp. получил всего 1,5 млрд евро. В дальнейшем эта сумма выросла до 50 млрд евро всему сектору. Кризисом ликвидности заразилось и государство Ирландии.
Для Евросоюза несчастье, постигшее рынки Ирландии, Греции и Португалии представляет реальную проблему. Если в результате финансового кризиса эти страны будут вынуждены покинуть зону евро, это положит конец не только единой европейской валюте, но и европейскому проекту в его существующем виде.
Когда в начале текущего года Греции было отказано в доступе к рынкам капитала, а ее долговой кризис угрожал перевернуть с ног на голову всю периферию Еврозоны, Брюссель разработал программу по обеспечению финансовой стабильности Еврозоны, чтобы остановить распространения кризиса. И ему это удалось. Уверившись в том, что за терпящими бедствие странами стоят ЕС и МВФ, рынки воспаряли духом, несмотря на то, что размер программы составлял лишь 440 млрд евро. В течение нескольких последующих недель спреды кредитных дефолтных свопов и доходности облигаций периферийных стран Еврозоны резко сократились.
Позднее инвесторы пересмотрели свое отношение к этим гарантиям, задавшись вопросом, может ли программа по обеспечению финансовой стабильности Еврозоны полностью покрыть долги Ирландии, Греции и Португалии? Что произойдет, если Испания и Италия - две гораздо более крупные страны, которые сражаются с рецессией, безнадежными долгами и, в случае с Италией, огромным государственным долгом, тоже окажутся отрезанными от рынков капитала? Кто тогда сможет обеспечить надежные гарантии?
Ситуация усугубилась сопротивлением Германии против идеи спасения держателей облигаций на деньги налогоплательщиков, в частности своих собственных, так как кроме них помогать больше некому.
Последние продажи облигаций периферийных стран Еврозоны связаны с опасениями их держателей, что им придется нести убытки, если программа по обеспечению финансовой стабильности Еврозоны будет запущена в действие. Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания (слова трех последних насквозь пропитаны иронией) имели ввиду совсем другое. Нынешних держателей облигаций никто трогать не собирался. Попросту возникло непонимание. Если что-то пойдет не так, убытки, возможно, разделят будущие владельцы облигаций.
И снова, кажется, удалось успокоить инвесторов. Этому также способствовали быстро развеянные слухи о существовании программы финансовой поддержки Ирландии стоимостью 80 млрд евро.
Официальный Дублин не раз опровергал информацию о том, что планирует воспользоваться деньгами ЕС. Тем не менее, источники в еврозоне сообщили Reuters о том, что переговоры о помощи в настоящее время все-таки ведутся.
Один из экспертов заявил: очень вероятно, что Ирландия получит финансовую помощь из фонда ЕС, основанного после того, как в мае Греции была оказана помощь в размере 110 млрд евро.
"Переговоры продолжаются и будут использованы деньги Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF); не будет ни сокращений стоимости, ни реструктуризации или чего-то в этом духе", - заметил источник. Другой источник подтвердил информацию о переговорах.
Аналитики, опрошенные Reuters, считают, что Ирландия может рассчитывать на получение примерно 48 млрд. евро ($66 млрд.). Это меньше, чем сумма, предоставленная ранее Греции.
В рамках EFSF 16 государств еврозоны могут предоставить до 440 млрд. евро экстренных кредитов странам-участникам, пострадавшим от кризиса. Спасательный механизм ЕС также позволяет использовать 60 млрд. евро, полученных от всех 27 стран Евросоюза, и 250 млрд. евро или больше, предоставленных Международным валютным фондом.
Министр юстиции Ирландии Дермот Ахерн заявил, что его страна не исключает возможности того, что возможно, придется обратиться к Европе за помощью в решении своих проблем долгового кризиса, но пока официальных обращений за помощью не производилось.
Пресс-секретарь департамента финансов пояснил, что ведутся постоянные контакты с зарубежными коллегами "в свете существующих рыночных условий", но повторил, что ни одного прошения о внешней помощи никому не подавалось. Некоторые аналитики в течение последних двух дней заявляли, что переговоры о возможной помощи однако ведутся и что Ирландия вряд ли сможет продержаться без посторонней помощи.
Европейский союз убеждает Ирландию принять помощь в финансировании, чтобы предотвратить сценарий в греческом стиле, при котором бюджетные проблемы в одной стране перерастают в кризис всей зоны евро. Ахерн назвал домыслами все публикации в прессе о ведении переговоров для предоставления финансовой помощи Ирландии. По его сведениями сейчас никаких переговоров происходит. Их не ведут ни премьер-министр Брайан Коуэн, ни министр финансов Брайан Ленихан.
Ирландия может стать второй страной зоны евро после Греции для получения международной финансовой помощи. Но все финансовые чиновники Ирландии отрицали такую возможность. Министр предпринимательства, торговли и инноваций Батт О'Киф заявил, что его страна сможет справиться с бюджетным дефицитом собственными силами.
Он добавил, что Международный валютный фонд подтвердил возможность того, что Ирландия сможет справиться с кризисом собственными усилиями.
Рынок европейских облигаций и кредитных дефолтных свопов оживился прежде, чем снова упасть.
Могут ли эти гарантии сработать? Если речь идет лишь о восстановлении уверенности инвесторов - да. Но существует реальный риск нового кредитного кризиса. Если Ирландия, Греция и Португалия не смогут справиться с существующим долгом, придется либо их спасать, либо настаивать на их дефолте. Судя по всему, этим странам не удастся покрыть свои долги за счет средств налогоплательщиков. Так, при нынешних ставках, Греции придется выплачивать иностранным кредиторам около 10% ВВП только в виде процентов.
Дефицит бюджета Греции в 2006-2009 годы оказался выше приводившихся ранее данных. Такой вывод содержится в отчете аудиторской комиссии, в которую вошли представители МВФ и Евросоюза.
Ранее показатель уже корректировался в сторону повышения. По последним данным, дефицит бюджета республики составил в 2006 году 5,7% ВВП (против ранее приводившихся 3,6%), в 2007-м - 6,4% ВВП (против 5,1% ВВП), в 2008-м - 9,4% ВВП (против 7,7% ВВП), а в 2009-м - 15,4% ВВП ( против 13,6% ВВП). Эксперты прогнозируют, что показатель для текущего года составит 9,4% ВВП против ожидавшихся ранее 8,1% ВВП.
Данные анализа должны послужить основанием для предоставления Афинам третьего транша в размере 9 млрд евро в рамках программы финансовой помощи оказавшейся на грани бюджетно-долгового кризиса стране.
На минувшей неделе премьер-министр Греции Георгиос Папандреу обратился к международным кредиторам республики с просьбой продлить сроки выплаты ранее предоставленных займов. Ожидается, что расчет по привлеченным заимствованиям будет осуществлен до 2015 года.
На данный момент совокупный внешний долг страны оценивается в 130% ВВП. Напомним, объем помощи, которую запросили Афины во избежание дефолта по государственным облигациям составляет 110 млрд евро.
Греция заложит в бюджет 2011 года дополнительное сокращение расходов, эквивалентное примерно 2% ВВП, заявил высокопоставленный правительственный чиновник после внеочередного заседания кабинета министров в преддверии визита в Афины инспекторов Европейского союза и Международного валютного фонда.
В этом году Греция не выполнит план по снижению бюджетного дефицита до 7,8% ВВП, заявил в интервью Reuters другой правительственный чиновник. По его словам, страна ищет способы достичь плановых показателей будущего года перед представлением окончательного проекта бюджета, запланированного на 18 ноября.
Отвечая на вопрос о мерах, которые предпримет правительство, чиновник заявил: "В основном ему придется сокращать ненужные расходы и реорганизовывать государственный сектор".
Так как дефолт будет означать немедленный распад Еврозоны, эти страны будут спасать.
Германия вместе с Голландией и, возможно, Францией, смогут покрыть часть долга Ирландии, Греции и Португалии так, чтобы оставшуюся часть эти страны смогли выплатить за счет средств своих налогоплательщиков.
Но удастся ли им решить проблему структурного дефицита бюджета? Обрадуется ли их население, узнав, что в Еврозоне они - бедняки, тогда как они привыкли о себе думать, как о богачах? Приятно ли будет Испании и Италии наблюдать, как помогают другим? Не обратятся ли и они за помощью?
Немцы не захотят играть в эту игру вечно. Скоро она им наскучит.
Глядя на Ирландию и ее банки, жители Германии задумываются, что же будет с ними, если они по-прежнему будут всем помогать и обеспечивать гарантии.