ФРС перечислила в казну рекордные доходы
Федеральная резервная система США объявила, что перечислила Минфину США рекордные 78,4 млрд долларов за 2010 год благодаря высокой прибыли по вложениям в ценные бумаги. По итогам 2009 года казна получила от центробанка на 31 млрд долларов меньше, пишет Reuters.
ФРС отметила, что рост в 2010 году был связан прежде всего с увеличением процентных доходов по приобретенным инструментам. Имеются в виду принадлежащие центробанку портфели ценных бумаг, заметно увеличившиеся в результате программ покупки активов в целях стимулирования вялого подъема.
Согласно предварительным неаудированным результатам ФРС, в 2010 году 12 федеральных резервных банков заработали в совокупности доход в 80,9 млрд долларов. Из этой суммы 78,4 млрд долларов перечислено Минфину. Аудированные результаты будут опубликованы весной.
Представители центробанка на брифинге заявили журналистам, что в рамках "стратегии выхода" ФРС на будущее предусматривает продажу активов, но только после того, как экономика окрепнет. До этого момента может пройти еще какое-то время.
Прибыль в казну ФРС перечисляет ежегодно, убытков у центробанка не было, однако во время кризиса в 2007-2009 годах он предпринял ряд экстренных мер, в результате которых, по мнению критиков, главный банк страны может остаться с некачественными активами на балансе. Если часть из них ФРС придется продать с убытком, то сумму ежегодных перечислений Минфину всегда можно уменьшить, в то же время для возврата из казны ранее перечисленных сумм механизма не предусмотрено, пояснили представители центробанка Reuters.
На выступлении в конгрессе в минувшую пятницу глава ФРС Бен Бернанке никак не указал, что ФРС планирует сократить темпы покупки облигаций, но не было в его словах и намеков на то, что программу объемом 600 млрд долларов предполагается продлить после истечения в июне ее установленного срока.
В то время как ФРС доходит едва ли не до предела своих возможностей в монетарной политике, возникают сомнения, насколько трудно будет в нужное время изъять триллионы долларов, закачанных в рамках стимулирующих программ. И хотя этот день еще далек, некоторые аналитики уже рассуждают о немыслимом: может ли самый влиятельный центробанк мира оказаться неплатежеспособным? Ответ отрицательный - по определению, пишет Reuters.
Будучи главным монетарным органом, центробанк является хозяином печатного станка и в буквальном смысле может создавать деньги по собственному желанию. Так и было сделано, когда ФРС купила на 2 трлн долларов ипотечных и казначейских обязательств, чтобы снизить стоимость заимствований на рынке и поддержать экономику.
Такая экстраординарная политика принесла рекордные прибыли в 2010 году, но перегруженный баланс грозит ФРС высокими рисками убытков.
На вопрос о потенциальных убытках Бернанке в пятницу ответил, что риски минимальны. Превышение обязательств над активами на балансе ФРС было бы возможным только при условии повышения процентных ставок в контексте бурно развивающейся экономики, полагает Бернанке.
"В рамках сценария, когда краткосрочные процентные ставки существенно растут, возможна такая ситуация, что в какой-то период мы пару лет не будем переводить Минфину никаких доходов. Таков, я думаю, пессимистический сценарий", - передает мнение Бернанке Reuters.
Но многие эксперты опасаются, что нестандартная политика ФРС и риск убытков по кредитным инструментам могут означать, что Минфину, возможно, придется "рекапитализировать" центробанк, иначе говоря, спасать.
По мнению Варадараджана Чари, экономиста из Университета Миннесоты и советника ФРБ в Миннеаполисе, в период "выхода" из стимулирующей монетарной политики ФРС в какой-то момент может оказаться неплатежеспособной - во всяком случае, на бумаге. По его мнению, самая очевидная стратегия выхода состоит в том, чтобы с началом роста инфляции свернуть политику покупки активов и перейти в обратный режим (начать их продавать). Для ФРС это может грозить значительными бухгалтерскими убытками.
ФРС сейчас владеет гособлигациями США на сумму чуть более 1 трлн долларов, пишет обозреватель Reuters. Если инфляция вырастет на пару процентных пунктов, стоимость этих вложений снизится примерно на 10% и ФРС потеряет 100 млрд долларов, комментирует Чари.
"Я уверен, что это может иметь негативные политические последствия, но не экономические. Поскольку (ФРС) может печатать деньги, (неплатежеспособность) не имеет никакого значения", - говорит Чари.
По подсчетам аналитика Reuters Insider, средняя дюрация (средневзвешенный срок погашения) по принадлежащему ФРС портфелю облигаций составляет чуть менее 5 лет, каждое повышение на 1 процентный пункт доходности 5-6-летних казначейских инструментов будет оборачиваться убытком около 65 млн долларов.
Только по бумагам, купленным за период с 12 ноября по конец минувшей недели в рамках очередного раунда так называемого количественного смягчения, потенциальные потери ФРС оцениваются в 2,3 млрд долларов, пишет обозреватель Reuters.
Значительные риски несет в себе и портфель инвестиционных инструментов, приобретенных в связи с участием в покупке разорившегося Bear Stearns инвестбанком J. P. Morgan Chase и спасением страховой компании AIG. Правда, эти инвестиции составляют относительно небольшую долю в общем объеме активов.
Главный экономист JP Morgan и бывший сотрудник ФРБ в Нью-Йорке Майкл Фероли не считает, что главным направлением тактики выхода будет продажа активов. Бернанке полагает, что самым эффективным способом свертывания стимулирующих факторов может быть повышение процентных ставок по банковским резервам. Но и здесь есть свои трудности. Проблема заключается в принципах функционирования инструментов с фиксированным доходом. По определению, когда доходность и инфляция растет, цена облигаций падает. Это означает, что по мере восстановления экономики и усиления инфляции ФРС будет повышать ставки, что приведет к падению стоимости ее огромного портфеля облигаций.
Как бы то ни было, большинство представителей ФРС больше всего беспокоит угроза того, что экономический рост будет слишком слабым для создания необходимых рабочих мест и борьбы с огромной безработицей. Некоторые экономисты соглашаются, что потенциальные издержки для налогоплательщиков в связи с проводимой ФРС политикой намного меньше, чем возможные потери в случае затяжной стагнации, которая вполне реальна без предупредительных мер властей.
По материалам bfm.ru