Как Вьетнам становится новым экономическим чудом
За несколько лет Вьетнам из беднейшей страны превратился в государство со средним уровнем доходов и не собирается останавливаться на достигнутом.
Когда в 2009 году компания Джонатана Морено искала место для нового завода по производству медицинских устройств, руководство сразу исключило большую часть мира. Европа и Америка обошлись бы слишком дорого, вести бизнес в Индии — сложно, а в Китае есть трудности с интеллектуальной собственностью. В конце концов остался всего один кандидат: Вьетнам.
Идея по-прежнему казалась рискованной — тогда страна еще только начинала открываться для иностранных инвесторов. Семь лет спустя Морено стоит в цеху, больше напоминающем лабораторию, где его вьетнамские сотрудники собирают высокоточные диагностические зонды. Больше он не сомневается в том, какое направление для роста выберет его компания, Diversatek. И он далеко не одинок.
Объем прямых иностранных инвестиций во Вьетнам достиг рекордного уровня в 2015 году, а в этом — продолжает расти. За первую половину 2016-го объем вложений достиг 11,3 млрд долларов — на 105% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это в условиях застоя мировой экономики. Отчасти такой успех могут объяснить многочисленные соглашения о свободной торговле.
Однако что-то важное происходит и на более глубоком уровне. Как и Южная Корея, Тайвань и Китай, Вьетнам нашел правильную комбинацию факторов для быстрого и устойчивого роста. Экономика Вьетнама и раньше росла довольно быстро, хотя ее часто недооценивали.
С 1990 года ежегодный рост ВВП на душу населения в среднем держался на уровне почти 6%, уступая только Китаю. Это позволило Вьетнаму превратиться из беднейшей страны в государство со средним уровнем дохода. Если в последующие 10 лет страна сможет добиться роста в 7%, траектория его развития будет похожа на успехи Китая и азиатских «тигров». Но гарантировать такой результат нельзя. Если рост снова опустится до 4% — Вьетнам ждет такой же досадный спад, что и Таиланд или Бразилию.
Пожалуй, самый важный фактор, играющий на руку Вьетнаму, — его географическое положение. Граница с Китаем, которая когда-то была местом ожесточенных военных действий, стала его главным конкурентным преимуществом. Ни одна другая страна не расположена так близко к производственным центрам южного Китая, — причем страны граничат не только на суше, но и в море. По мере роста заработной платы в Китае Вьетнам становится очевидной альтернативой для компаний, пытающихся сократить стоимость производства, — особенно если при этом они хотят сохранить связь с развитыми цепочками поставок КНР.
Привлекательности Вьетнаму добавляет его относительно молодое население. Средний возраст жителей Китая — 36 лет, тогда как Вьетнама — всего 30,7. Старение населения, конечно, неизбежно, зато численность городской рабочей силы сможет расти еще долго. Семь из десяти вьетнамцев живут в сельской местности, — примерно столько же, сколько и в Индии, по сравнению с 44% в Китае. Такой запас трудоспособных жителей села должен замедлить рост требований к заработной плате, и в результате у Вьетнама окажется достаточно времени для создания отраслей с высоким спросом на рабочую силу, что жизненно важно для страны с населением почти 100 млн человек. Многие другие страны также могут похвастаться молодыми трудовыми ресурсами, но мало где при этом проводится такая эффективная политика, как во Вьетнаме.
С начала 1990-х годов правительство всячески поддерживает международную торговлю и инвестиции. Это вселило уверенность в иностранные компании, которые начали строить в стране свои заводы. Иностранные инвесторы отвечают за четверть всех ежегодных капитальных расходов во Вьетнаме. Объем международной торговли составляет примерно 150% от национального производства — больше, чем в любой другой стране с соизмеримым ВВП на душу населения.
Инвесторов также вдохновляет стабильность долгосрочного планирования Вьетнама. Как и Китай, Вьетнам использовал пятилетние планы — грубые наметки будущих направлений развития. Но при этом — опять-таки, как и в Китае — правительство оставило простор для инноваций: 63 провинции страны конкурируют друг с другом за внимание инвесторов.
Модель развития, подразумевающая создание индустриальных парков на деньги иностранных компаний и под их руководством, была опробована в Хошимине в 1991 году и с тех пор успешно воспроизводится по всей стране. Стоит отметить, что рабочая сила Вьетнама отличается не только молодостью, но и опытом. Государственные расходы на образование составляют около 6,3% от ВВП — на два процентных пункта больше, чем в среднем в странах с низким и средним уровнем дохода.
Хотя некоторые правительства тратят на образование даже больше, Вьетнам очень хорошо управляет своими расходами, чтобы одновременно охватить как можно более широкие слои населения и обеспечить минимальные стандарты качества образования. Согласно мировым рейтингам, 15-летние школьники из Вьетнама обходят своих сверстников в Америке и Великобритании по результатам в математике и естественных науках.
Позже такая подготовка всецело окупается на производствах страны. На заводах Saitex (производитель джинсовой одежды высшего качества), где создаются столь популярные на Западе «потертые» джинсы, рабочим приходится управляться с очень сложными машинами — от лазеров до нанопузырьковых стиральных машин.
Все эти факторы создают прочную основу для роста, кроме того, Вьетнам пожинает плоды внешнеторговых соглашений. Страна должна больше всех выиграть от создания Транс-Тихоокеанского партнерства — соглашения о свободной торговле между 12 странами, включая Америку и Японию.
Правда, в последнее время американские политики настроены против подобных договоров, и есть риск, что ТТП так и не будет воплощено в жизнь. Но даже в этом случае Вьетнам останется в выигрыше: шумиха вокруг проекта уже помогла стране рассказать миру о своих возможностях. К тому же она заключает и другие важные соглашения: сейчас обсуждается договор о свободной торговле с ЕС, а аналогичное соглашение с Южной Кореей вступило в силу в декабре. Тем не менее у Вьетнама хватает и проблем, каждая из которых может негативно сказаться на росте.
Ранее спекулятивные излишества привели к появлению пузыря на рынке недвижимости. Он лопнул в 2011 году, и на руках у банков осталось множество кредитов без какой-либо надежды на их погашение. Власти организовали специальное предприятие по управлению активами, получившее в народе прозвание «Плохой банк», которое должно было взять на себя все безнадежные кредиты. В банковской системе начали наводить порядок.
Однако капитал возвращался в банки слишком медленно, а модернизация системы проводилась не вполне последовательно. В одной очень важной сфере страна явно проигрывает Китаю — речь о потенциале частного сектора экономики. Частные китайские компании получают около 1,7 юаней прибыли на каждый юань в активах; это более чем вдвое превосходит результат государственных предприятий — 0,7. Во Вьетнаме, по данным Всемирного банка, производительность частного сектора упала до того же уровня в 0,7, что и у государственных предприятий. Одна из причин заключается в том, что крупные компании во Вьетнаме в среднем работают в 6,4 отдельных отраслях промышленности; в Китае, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития, этот показатель равен всего 2,3.
Кроме того, хотя Вьетнаму идут на пользу иностранные инвестиции, только 36% компаний страны интегрированы в экспортные отрасли, по сравнению с почти 60% в Малайзии и Таиланде, по данным Азиатского банка развития (АБР). В некоторых случаях скорость, с которой Вьетнам открылся миру, играет против него.
Samsung долго работала над запуском производства мобильных телефонов во Вьетнаме и намерена инвестировать в проект до 3 млрд долларов, но отечественные поставщики мало что могут предложить компании за исключением пластиковой упаковки. Ву Тхань Ту Ань, глава учебной программы Фулбрайта по экономике в Хошимине, говорит, что правительство должно помочь организовать цепочки поставок, к примеру, обучая компании по производству текстиля выпускать продукцию для поддержки швейной промышленности. Но для осторожного оптимизма есть все основания.
Министерство планирования и инвестиций в начале этого года совместно с Всемирным банком начало работу над стратегией модернизации. В их совместном докладе «Вьетнам 2035» описывается, как страна может коммерциализировать государственные предприятия и вдохнуть новую жизнь в частный сектор. Государству отчаянно не хватает денег: в 2016 году дефицит бюджета пятый год подряд составит более 6% от ВВП.
Чтобы укрепить свои доходы, в прошлом году правительство открыло торговлю акциями более чем 200 государственных предприятий, что стало рекордным предложением. В основном были проданы совсем небольшие пакеты, но в июле государство предприняло смелый шаг, отменив ограничение на размер доли иностранной собственности для Vinamilk, основной молочной компании страны (ранее она составляла 49%).
Инвесторы надеются, что за этим решением последуют аналогичные изменения в отношении других госкомпаний. После нескольких лет устойчивого роста Вьетнам почти достиг важнейшего рубежа.
Сейчас он считается страной со средним уровнем дохода и может потерять доступ к льготному финансированию за счет банков развития. В 2017 году Всемирный банк начнет поэтапный отказ от льготного кредитования. Для Вьетнама это хороший повод задуматься о том, чего ему удалось добиться и что его ожидает впереди. У страны есть шанс стать стать новой легендой экономического роста Азии. Но для этого потребуется немало сил и мужества.