Как страны ЕС решают проблему молодежной безработицы
В большинстве стран ЕС молодежная безработица начала интересовать правительства только сейчас. За исключением лейбористского правительства Гордона Брауна в Британии и администрации Франсуа Олланда во Франции, большинство европейских стран не рассматривали борьбу с безработицей приоритетом.
Общеевропейское слабительное
Общая стратегия по борьбе с безработицей в рамках Евросоюза формулировалась изначально Европейской стратегией занятости, принятой в 1997 году и программой “Молодежь в движении”, принятой в 2010 году.
Европейская стратегия занятости базировалась на 4 столпах – адаптации, предпринимательстве, трудоустройстве и равных возможностях. В целом стратегия предусматривала дерегуляцию рынка труда для повышения производительности, Основное внимание предполагалось уделить профориентации, обучению и активации (рост приверженности “моральным и этическим принципам”, востребованным на данной работе). Программа «Молодежь в движении» предусматривала создание дополнительных возможностей для перемещения студентов в разные страны ЕС в поисках работы или места в университете, дополнительные возможности сотрудничества с европейскими государственными центрами занятости, создания малого бизнеса, создание европейского механизма предоставления студенческих кредитов. Стоит учитывать, что у молодых европейских специалистов есть возможность получать пособие по безработице в другой стране ЕС
Испанский социолог Мартин Пас считает, что европейские стратегии ориентированы на то, что молодежь не имеет достаточных профессиональных способностей, чтобы выполнять некоторые виды работ. “Эти идеи способствуют недооценке и девальвации, которые испытывает сейчас молодежь в нашем обществе”, – пишет она. Молодые люди в Европе повсюду сталкиваются с неоплачиваемыми дополнительными часами рабочего времени, с отсутствием механизмов соцзащиты и перспектив при стажировках и временных трудовых контрактах. В этих условиях сказывается пагубное чередование периодов занятости и безработицы.
Так как Европейская стратегия занятости не смогла обеспечить существенное сокращение молодежной безработицы в ряде стран, европейские лидеры решили создать спецфонд по борьбе с молодежной безработицей. План по борьбе с международной безработицей в Евросоюзе, предложенный в феврале 2013 года предусматривает выделение спецфонду 5 млрд евро на борьбу с молодежной безработицей в 2014-2020 годах. Средства в основном пойдут на финансирование программы стажировок, тренингов и переквалификации. По оценкам Международной организации труда, выделение таких средств не решит проблему, ЕС должен заложить в программу как минимум 21 млрд евро.
В 2012 году план, который был ближе к рекомендациям МОТ, был отклонен по требованию правительства Великобритании. Показателем неэффективности европейских стратегий, при всех позитивных моментах, является зашкаливающий уровень молодежной безработицы в ряде стран, разрыв узкоспециализированного образования и меняющихся потребностей экономики.
Великобритания: общественные работы способствуют новым увольнениям
В Великобритании для борьбы с проблемой молодежной безработицы в 2009 году правительство лейбористов во главе с Гордоном Брауном создало Фонд будущей работы (future jobs fund). На фонд было потрачено 600 млн ф.с. и создано 105 тысяч рабочих мест в 2009-2010 годах. Основными работодателями выступили Национальная жилищная федерация (6 тысяч рабочих мест), ряд экологических, культурных, спортивных организаций, сфера услуг и местные власти (в Манчестере было создано 8 тысяч рабочих мест с помощью городских властей).
Один из руководителей Фонда, Тони Вилсон, директор Центра экономической и социальной интеграции, считает, что фонд достиг успеха, трудоустроив множество молодежи, которая ранее никогда не могла найти работу: “Многие из них никогда не работали раньше. Никто из них не работал как минимум последние 6 месяцев. Фонд будущей работы не был совершенен. Он был дорогостоящим, на каждое рабочее место было выделено 6,5 тысяч фунтов стерлингов. Но не бывает совершенных программ”.
После прихода к власти коалиционное правительство во главе с консерватором Девидом Кэмероном, несмотря на позитивные оценки экспертов, ликвидировало фонд в марте 2011 года, посчитав его слишком затратным и неэффективным. Взамен консерваторы лишь провели создание учебных центров для подготовки к трудовой деятельности и расширение общественных работ.
Проблема мер по борьбе с молодежной безработицей является одним из основных элементов критики нынешнего правительства оппозиционными лейбористами, которые предлагают ввести налог на бонусы банкиров и направлять его на развитие молодежной занятости. На решение проблемы молодежной безработицы направлены усилия местных властей, представленных Лейбористской партией. В Бредфорде создан индустриальный центр, где будет проходить подготовка молодежи к работе, в Манчестере открыты учебные курсы для подростков, собирающихся после окончания школы работать, в Ливерпуле, Лидсе и Шеффилде созданы Учебные агентства, которые организовывают работу молодежи на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Обратную схему трудоустройства, которая, по сути, основана на бесплатном труде, предложил консервативный мер Лондона Борис Джонсон. Чтобы получать пособие в 56 фунтов стерлингов в неделю, молодежь должна отработать бесплатно 3 месяца в социальном секторе и на общественных работах в Лондоне. В Лондоне программой планируется охватить 200 тысяч молодых безработных в течение 4 лет, консерваторы хотят перевести инициативу Джонсона на общенациональный уровень и полностью изменить систему социальной помощи безработным.
По словам бывшего министра занятости Великобритании Криса Грейлига эти изменения будут выглядеть так: “Если говорить о выплатах, для тех, кто пришел прямо из образования, нужно об этом забыть. Вы не воспользуетесь системой социального обеспечения, пока вы не поработали и не заплатили хотя бы что-то. Обычные критиканы будут кричать “рабский труд”. Они всегда так делают. Но это люди, которые верят, что молодежь, которая ищет работу, имеет право сидеть дома, играя в компьютерные игры. Я с этим не согласен”.
Программа Джонсона и заявления Грейлига против “дармоедов” вызвали шквал критики разных слоев британского общества. Вполне справедливо, поскольку ни одна из программ консерваторов не гарантирует трудоустройства после подобных бесплатных работ и не направлена на создание рабочих мест и помощь в получении первого рабочего места. По сути, речь идет о чередовании периодов бесплатных работ и получения социальных пособий, в которых молодой британец будет работать не на перспективу получения рабочего места, а лишь на перспективу получения пособия, обеспечивающего его физическое существование.
Порочная практика британского правительства в сфере занятости и использования бесплатного труда уже привела к судебным процессам. На всю Великобританию приобрел известность судебный процесс К. Райли и Дж. Вилсона против Департамента труда и пенсий. Молодые безработные доказывали, что схема общественных работ в пользу частных компаний, которая применяется консервативным правительством Британии является по сути рабской. В феврале 2013 года пострадавшим удалось добиться в апелляционной инстанции признания незаконной схемы занятости, по которой они работали бесплатно, но не удалось добиться признания этой схемы “рабским трудом”.
Концентрация консервативного правительства на решении проблем занятости через схему общественных работ продолжает вызывать критику – за контрпродуктивность – получая бесплатную рабочую силу в течении нескольких месяцев, бизнес имеет возможность сокращать рабочих, увеличивая конкуренцию на рынке труда. Налогоплательщики по сути платят пособия безработным, которые бесплатно работали на частный бизнес. Подобными схемами воспользовались в Великобритании такие компании как McDonald’s, Tesco, Holland and Barrett, Asda, Maplin.
Анализ практики общественных работ, сделанный Департаменту Труда и Пенсий исследователями из университета Халлама Р. Криспом и Дел Рой Флетчером утверждает: “Существует небольшая вероятность того, что общественные работы увеличивают вероятность найти работу. Они даже могут уменьшить возможности трудоустройства из-за ограничения времени на поиск работы и создавая препятствия приобретению навыков и опыта, которые ценятся работодателем. Общественные работы наименее эффективны для обеспечения работой на слабом рынке труда, где существует высокий уровень безработицы”. Скандалы вокруг общественных работ привели к выходу из программы ряда частных компаний, кампании бойкота супермаркетов Tesco.
Франция: Год борьбы за занятость
2013 год был провозглашен президентом Франции Франсуа Олландом великим годом борьбы за занятость. Справедливости ради, стоит сказать, что французскому президенту Олланду приходится решать множество проблем, обострившихся за десятилетие правления неолибералов во Франции. Основной плод усилий социалистов – “Контракт поколения”, действующий с 18 марта 2013 года. Он предусматривает 4000 евро ежегодной, в течение 3 лет, помощи предприятием, где занято меньше 300 рабочих (это 99,5% общего числа французских предприятий, и на них работают 56% французов) при найме молодых сотрудников в возрасте 15-25 лет (инвалидов в возрасте до 30) и сохранении рабочих мест для пожилых (старше 57).
В 2013 введение в действие контракта поколения будет стоить французскому государству 920 млн евро в год. Для крупных компаний с количеством занятых свыше 300 человек какие-либо импульсы не предусмотрены, они должны перейти к контракту поколений в сентябре 2013 года и в случае невыполнения закона, будут подвергнуты штрафам. К 2017 году правительство ожидает подписания 500 тыс. подобных контрактов поколения. Планируется, соответственно, сохранение 500 тыс. рабочих мест для тех, кому за 57.
Предусмотрена также передача опыта между пожилыми и молодыми работниками, которая ставится под сомнение (в некоторых секторах технологические нюансы быстрее освоит молодой работник). 58% опрошенной агентством BVA молодежи в возрасте до 30 лет были скептически настроены по отношению к контракту поколения в феврале 2013 года.
Впрочем, социальные реформы не могут иметь полноценный результат без повышения конкурентоспособности французской экономики, где продолжается сильнейший кризис производственных отраслей. Для уменьшения безработицы во французском правительстве заговорили о необходимости сокращения рабочих часов и зарплат в обмен на гарантию сохранения рабочих мест. Однако эти меры еще в стадии обсуждения.
Португалия: эмиграция либо бесконечные стажировки
В Португалии пересмотр Трудового кодекса в 2012 года правительством Педру Пассуша Коэлью осуществлялся ради облегчения увольнений как постоянных, так и временных работников, осуществлено замораживание минимальной зарплаты на уровне 485 евро и сокращение времени для выплаты пособий по безработице, что лишь усугубило ситуацию с молодежной безработицей, считает социолог Мария да Паз Кампос Лима из университета ISCTE-IUL. Премьер-министр стал самым откровенным чиновником высокого ранга в ЕС, порекомендовав немногочисленной португальской молодежи ехать на заработки в Бразилию и Анголу.
Программа по борьбе с молодежной безработицей Impulso Jovem (Импульс для молодых), принятая в июне 2012 года предусматривает ряд стимулов для бизнеса, нанимающего молодых безработных, поддержку молодых предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса, создающего рабочие места для молодежи, снижение рисков по найму молодых работников через возврат социального налога.
Мария да Паз Кампос Лима считает, что программа “Импульс для молодых” привела к тому, что низкие зарплаты (на предприятиях малого и среднего бизнеса, финансируемые в основном государством), стажировки и временная занятость используется предпринимателями с целью иметь дешевую или вообще бесплатную рабочую силу, более того со временем дискриминирует начинающих работников по сравнению со штатными работниками, которые выполняют ту же работу, стимулирует увольнять штатных работников.
При этом зарплата во время стажировки варьируется в зависимости от уровня образования: португальцы с неполным средним образованием получают 419 евро, со средним – 524, с высшим – 691 евро, с научной степенью – 691-943 евро. Исследовательница делает вывод, что стратегия мер экономии должна быть заменена стратегией роста и инвестиций в образование, чтобы решить проблему безработной молодежи.
Испания: шесть миллионов безработных
После прихода к власти в 2011 г. правое правительство Мариано Рахоя провело трудовую реформу, облегчившую предпринимателям увольнение и найм работников. “Реформы, направленные на дерегуляцию рынка труда не будут способствовать увеличению занятости, но приведут к рискам в работе для молодых людей. Политика молодежной занятости должна быть основана на выявлении различных целевых групп, уделяя первоочередное внимание молодым людям с низким уровнем квалификации и содействуя достойному труду”, – считает испанский социолог Фернандо Роха Санчес. Из 850 тыс. уволенных в 2012 г. работников, 671 тыс. по-прежнему в рядах безработных. В феврале 2013 г. в Испании насчитывалось около шесть млн безработных, из них молодежи в возрасте 15-24 года – почти миллион.
Комментируя бездействия правительства Рахоя, известный испанский журналист Иньяки Габилондо заявил : “Проблема Рахоя в том, что для него состояние дел в государстве — это состояние государственной казны. Он рассматривает действительность с точки зрения статистики и графиков, а не с точки зрения реальных проблем испанского общества. Безработица для него — неприятный элемент действительности, но он не воспринимает ее как реальную человеческую драму”.
В феврале 2013 года правительство Рахоя в ответ на критику одобрило “Стратегию молодежного предпринимательства и занятости 2013-2016” стоимостью в 3,5 млрд евро на 4 года, 1,3 млрд евро из этой суммы будут предоставлены Европейским социальным фондом. На меры краткосрочного характера будет выделено1,75 млрд евро, 40% (700 млн евро) пойдет на стимулирование заключение контрактов с молодежью, 38%-на стимулирование предпринимательской деятельности, 22% на образование и улучшение посредничества. Будет создан Единый портал занятости, включающий в себя все существующие вакансии.
Ирландия ищет спасение в информационных технологиях
Коалиционное правительство Ирландии во главе с Энда Кенни придумало 270 мер для стимулирования занятости и поставило задачу создать 100 тысяч рабочих мест к 2016 году, провести масштабную программу переквалификации безработных. По словам премьер-министра, план создания рабочих мест базируется на “переходе от старой, рухнувшей экономики, основанной на собственности, финансовой сфере и долгах, к новой устойчивой экономике, основанной на экспорте, инновациях и предпринимательстве”.
В практическом плане ирландское правительство хочет к 2018 г. сделать специалистов по информационным технологиям самой многочисленной группой выпускников, а также начать переквалификацию безработных для этой сферы. Другие меры правительства – организация работы через увеличение онлайн-торговли, стимулирование предпринимателей к найму долгосрочных безработных сроком больше 1 года (с выплатой им 7,5 тыс.евро, больше 2 лет – 10 тыс.евро), создание фонда энергоэффективности для уменьшения потребления импортного топлива, инвестиции в сферу здравоохранения и фармацевтики, оказание помощи 300 потенциальных компаний экспортеров.
У программы ирландского правительства много критиков. Ирландский экономист Майкл Тафт, член TASC Economists Network, называет ошибочной политику правительства, поскольку обучение и переквалификация не дадут результата без создания новых рабочих мест. Создание таковых в необходимом количестве не предусмотрено.
Греция: пятый год кризиса и безработицы
В Греции с начала 2013 года действует Национальный план действий по занятости молодежи, предполагающий создание 62 тысяч рабочих мест с привлечением средств из Европейского социального фонда и Европейского фонда регионального развития. Греческой молодежи хотят помочь создавать свой бизнес в сельской местности, предоставить работу в сфере социальных услуг и культуры. Программа обеспечения рабочим местом предполагает обучение, пятимесячную стажировку и обязательство предпринимателя принять на работу на 1 год после стажировки. Сможет ли это решить проблему молодежной безработицы, составлявшей 181 тыс.чел. в декабре 2012 г. – сомнительно.
Одна из причин роста молодежной безработицы-количество детей в сельских районах, бросающих школу с 2007 по 2012 год выросло с 10 до 17 тыс. человек (по данным национального центра социальных исследований EKKE). В отдаленных слаборазвитых провинциях Греции используют и труд детей от 7 лет. Вместе с политикой максимальной экономии, разложением системы школьного и университетского образования, это увеличивает количество потенциальных безработных с низким образованием либо же без школьного образования вообще.
Италия: как не потерять молодежь
В Италии правительство во главе с Марио Монти провело в июле 2012 г. реформу Форнеро, суть которой сводилась к уменьшению стоимости постоянного труда за счет облегчения процедуры увольнения и одновременно увеличение стоимости временного труда за счет предоставления временным работникам прав на социальное обеспечение. В итоге правительство лишь стимулировало рост безработицы и дальнейшее перенесение сферы временной занятости в стране в область теневой экономики.
Новый премьер-министр Италии Энрико Летта заявил, что среди приоритетов работы правительства-уменьшение налогов на зарплату, трудоустройство молодежи, восстановление веры в университетское образование. “Мы не можем себе позволить «потерянное поколение», потому что только молодежь может возродить эту страну. Неспособность инвестировать в нее равносильна экономическому самоубийству”, – сказал в своей речи перед парламентом премьер-министр. Предприятиям, нанимающим молодежь, обещают налоговые льготы и субсидии, новые рабочие места планируют создавать в сферах ИКТ, нанотехнологий, биомедицины, энергосбережения, экологии, аэрокосмических исследований
Германия и Нидерланды: курсы – пустая трата времени?
Менее пострадавшие от кризиса страны ЕС – Германия и Нидерланды – предлагают другим государствам воспользоваться своим опытом решения проблем молодежной безработицы. Так в Нидерландах мастера на заводах получают доплату за подготовку себе смены на заводах. В Германии есть широкий перечень субсидируемых государством программ занятости и курсов, предназначенных для улучшения школьной и профессиональной квалификации.
Немецкий социолог Беттина Кольрауш приводит цифру в 30% школьников, которые воспользовались такими программами. Правда и эти программы не всегда гарантируют переход к рынку труда молодых немцев, подвергаются критике со стороны экспертов и работодателей за бесполезную трату времени. Хотя здесь трудно устроиться не выпускникам вузов, как в ряде других стран ЕС, а тем, кто плохо учился, и детям иммигрантов.
Время для размышлений прошло
Оценивая политику, проводимую в странах ЕС, Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц отметил: “Новый раунд политики строгой экономии уверенно приведет к ослаблению национальных и глобальной экономик и заметному замедлению темпов восстановления. Те, кто надеется на значительные сокращения дефицита, будут разочарованы, поскольку замедление темпов восстановления обвалит налоговые поступления и приведет к росту запросов на пособия по безработице и другие социальные программы”. Политика консервативных правительств “строгой экономии” преследует цель максимально удешевить рабочую силу для бизнеса – отсюда либерализация трудового законодательства, облегчение увольнений и вечные стажировки, “общественные работы” рабского образца для молодежи.
В результате кризиса крупный бизнес добьется дешевой рабочей силы, а мелкий будет использовать наемный труд нелегально. Но это удешевление скажется на будущем развитии европейских стран. Молодежь потеряет драгоценное время и квалификацию в очередях за работой/пособием; из-за падения рождаемости и эмиграции молодежи усилится демографический кризис, а это разрушит пенсионные системы (даже с учетом роста пенсионного возраста). В выигрыше несколько корпораций и банков, в проигрыше – вся страна. Растет наследственная бедность, недоедание впервые за много лет стало гостем в Южной Европе. Более 30% южноевропейских детей уже сейчас относят к категории бедноты. С деградацией системы образования и здравоохранения, при отсутствии изменений в европейской политике их ждет тоже, что и родителей – бедность и безработица.
Европейской молодежи не позавидуешь. Сторонники “строгой экономии” говорят, что молодежь не хочет идти на тяжелую работу в производственный сектор. Но много ли осталось производственного сектора в Европе (а не развивающихся странах)? Во Франции согласно “докладу Галлуа” с 1980 по 2011 г. количество рабочих мест в производственном секторе сократилось с 5,1 до 3,1 млн. Общественные настроения ориентированы на неуважение к производственным профессиям (“для неудачников”), и уважение к финансовым инженерам “мыльных пузырей”. Ценность труда давно уступила место умению добиться легкой наживы, а удачливый финансовый спекулянт живет в десятки раз богаче архитектора мостов и небоскребов.
Упомянутый Джозеф Стиглиц спрашивает: “Почему те, кто работает на свое существование, должны платить налоги выше, чем те, кто обеспечивает себя спекуляциями (часто за счет других)”? Условия для существования в ЕС сейчас созданы лишь для финансового капитала и крупного бизнеса, не стесняющихся при низких налогах выводить миллиарды в оффшоры. Только с изменением акцентов в отношении финансового капитала и потери производства, в Европе удастся решить проблему молодежной безработицы.
Георгий Эрман
Теги: безработица ЕС