Казахстану предложено иметь свой морской порт в Евросоюзе
«А почему бы Казахстану не иметь свой собственный порт или морской терминал с причалами на территории Евросоюза в Силламяэ, на самой границе ЕС и СНГ и поднять свой казахстанский флаг в ЕС? Это реально и отвечало бы программе Вашего президента Нурсултана Назарбаева «Дорога в Европу». Об этом заявил Тийт Вяхи, президент Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии, председатель Совета директоров порта Силламяэ и СИЛМЕТ Групп, трёхкратный экс-премьер-министр Эстонской Республики, выступая в среду на заседании Евразийского делового конгресса (ЕАДК) в рамках IV Астанинского экономического форума.
Выступивший на заседании экс-премьер-министр Эстонии подчеркнул, что экономики ЕС и Казахстана могут эффективно расти и развиваться, если катализатором этого развития будет эффективная логистика. «Наша страна очень заинтересована в сотрудничестве в рамках строящейся вами, Китаем и Россией стратегической автотрассы КНР-Казахстан-Россия на Санкт-Петербург. Здесь сама логика подсказывает сделать ответвление на Северо-Восток Эстонии к портам Силламяэ и Таллинн. А почему бы Казахстану не иметь свой собственный порт или морской терминал с причалами на территории ЕС в Силламяэ, на самой границе ЕС и СНГ и поднять свой казахстанский флаг в ЕС? Это реально и отвечало бы программе Вашего президента Нурсултан Назарбаева «Дорога в Европу», - предложил он на заседании ЕАДК.
«…Я представляю на Вашем форуме не только нашу Ассоциацию крупных предпринимателей Эстонии, но и один из ведущих эстонских портов на Балтийском море - порт Силламяэ, совместный эстонско-российский порт, крупнейший 100% частный порт в Европе. Сегодня я могу уже с гордостью и уверенность констатировать, что СИЛПОРТ - это и казахстанский порт, поскольку через наш порт идут западные автомобили на ваш рынок, а ваши грузопотоки и товары, включая нефтепродукты, металлолом и другие грузы через наш порт идут в ЕС, США и на другие мировые рынки. В 2010 через наш Силпорт перевалено более одного миллиона тонн грузов из Казахстана в ЕС и США. На сегодняшний день за четыре месяца 2011 года через СИЛПОРТ прошло уже около полумиллиона тонн казахстанского груза, в основном это мазут. Прогноз на этот год - 1,5-2 миллиона тонн вашего нефтепродукта, плюс еще и другие перспективные грузы», - сообщил гость из Эстонии.
Г-н Тийт Вяхи предложил в этой связи расширить номенклатуру товаров и создать в Эстонии, в Силламяэ специализированный казахстанский логистический центр и морские ворота для экспорта центрально-азиатских товаров на Запад. Он особо отметил, что «100%-м собственником этого центра смогут стать сами казахстанские логистические компании. Естественно есть возможность продолжить и расширить содержание сегодняшней формы договорного сотрудничества. Для этого со стороны порта Силламяэ нет большой необходимости для разного рода согласований, т.к. я представляю здесь порт Силламяэ как собственник, так и председатель совета директоров», - заявил бывший эстонский премьер.
Глубоководный порт Силламяэ находится в 25-ти километрах от эстонско-российской границы, которая сегодня стала и таможенной границей с Казахстаном, границей между ЕС и единым таможенным пространством Казахстана, России и Беларуси. «Порт Силламяэ является 100% частным совместным эстонско-российским предприятием. Причем 50% капитала принадлежит моей инвестиционной компании СИЛМЕТ Групп. Это самый большой по территории в 700 га частный порт в ЕС. Глубина причалов порта составляет 16 м, на территории порта находятся наша собственная ТЭЦ и железнодорожная станция», - сообщил представитель эстонского бизнес-сообщества.
На территории порта находятся и уже успешно работают 4 терминала: два из них (АКРОН И ЕВРОХИМ) 100% принадлежат российскому капиталу; терминал АЛЕХЕЛА, основан на эстонско-голландском капитале, где контрольный пакет акций принадлежит крупнейшей компании ТРАФИГУРА, обладающей своими нефтетерминалами во всем мире. АЛЕХЕЛА ТРАФИГУРА в свою очередь самым тесным образом связан с казахстанским бизнесом; и четвертый терминал СИЛСТЕВЕ специализируется на генеральных и сыпучих грузах, а также контейнерах.
Завершается строительство пятого, контейнерного терминала, он будет достроен в 2012 г. Это специализированный логистический центр с территорией в 40 га, причальной линией в 1 км, глубиной причалов 14,5 м, с железнодорожным и автодорожным сообщением. «Есть реальная возможность, что оператор там будет казахстанский или же терминал сам будет 100% казахским», - отметил экс-премьер.
«Мы уже на протяжении двадцати лет наблюдаем, что экономика Казахстана развивается очень успешно и Ваше правительство активно занимается ее развитием. Результатом является значительное преобладание экспорта казахских товаров над импортом, т.е. постоянный положительный внешнеторговый баланс в торговле с другими мировыми державами. Казахстан является одной из немногих стран в мире, у которого внешнеторговый баланс положительный даже с Китаем! …Наш порт может стать надежным плацдармом для экспорта казахстанских грузов в ЕС и прямым выходом на просторы Балтийского моря и всех континентов мира. Порт Силламяэ как порт и транспортно-логистический центр уже сегодня является наглядным примером стратегического партнерства ЕС и Казахстана», - отметил г-н Тийт Вяхи.
В завершение выступления эстонский коллега казахстанских бизнесменов пригласил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а также руководителей Национальной экономической палаты «Атамекен» Тимура Кулибаева и Азата Перуашева на международный гольф-турнир, который пройдет с 7 по 10 сентября 2011 года в Таллинне.
Как сообщает пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен», заседание Евразийского делового конгресса, организованное Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен», собрало более 200 делегатов, представлявших 36 объединений бизнеса из 30 стран Европы и Азии.
Стоит отметить, что в рамках недавнего государственного визита Нурсултана Назарбаева в Эстонию (20-21 апреля 2011 года) были подписаны меморандум о сотрудничестве между Национальной экономической палатой Казахстана «Атамекен» и эстонской ТПП, меморандум о намерении между акиматом Восточно-Казахстанской области и Национальной компанией АО «Eesti Energia AS» Эстонской Республики. Также сообщалось, что в 2010 году товарооборот между Казахстаном и Эстонией вырос в полтора раза и, в основном, благодаря порту Силламяэ: рост произошел за счет роста перевозок нефтеналивных - мазута, вакуумно-газового конденсата, а также металлов. Грузы из Казахстана идут в ЕС и США.