Китай снова поставил на уши весь мир
Вокруг редкоземельных металлов (РЗМ) с новой силой разгораются страсти. Их нехватка на мировом рынке способна подорвать развитие всех высокотехнологичных отраслей. В дело вмешалась ВТО: она заявляет, что, сокращая экспорт редкоземельных металлов, Китай нарушает свои обязательства.
Практически во всей современной технике и электронике, от планшетника до беспилотника, используется хотя бы один из 17 известных науке редкоземельных металлов. И более 90% РЗМ поставляется на мировой рынок из Китая. Не потому, что этого сырья больше нигде нет – напротив, оно встречается довольно часто, и в Поднебесной сосредоточено лишь 30% его мировых запасов. Однако добыча РЗМ далеко не везде рентабельна и не везде столь прибыльна, как в Китае с его дешевой рабочей силой. По мере увеличения там добычи РЗМ добывающие шахты в США и других странах закрылись. И в принципе, такая ситуация всех устраивала. До тех пор, пока Пекин не вздумал показать развитым странам, в какую зависимость от него они попали. Начиная с прошлого года, он стал ограничивать экспорт РЗМ, ссылаясь на то, что месторождения в результате столь активной разработки могут быстро истощиться. Китайские поставки сократились на 40%.
В принципе, понять Китай нетрудно. Он бурно развивается и сам потребляет все больше сырья, в том числе редкоземельного. Экспортировать его в прежних количествах невыгодно и недальновидно. Однако странам-импортерам новая редкоземельная политика Пекина пришлась совсем не по вкусу, ведь она грозит остановкой самых “модных” производств (автомобилей-гибридов, энергосберегающих ламп, планшетных компьютеров и т.п.) и необходимостью искать РЗМ где-то в других местах, где они будут, несомненно, дороже.
Цены на РЗМ из-за китайских ограничений уже колоссально выросли: на некоторые виды – за год на 1000%. С начала лета редкоземельные подорожали еще вдвое, так как китайские компании начали усиленно пополнять складские запасы, что усилило опасения возможной нехватки РЗМ на мировом рынке.
Развитые страны, конечно, не оставили так это дело. Они убеждают Пекин отказаться от экспортных ограничений и параллельно ведут активный поиск других источников получения РЗМ. Так, американцы расконсервировали свою добывающую шахту в пустыне Мохаве. Тем более что взлетевшие цены сделали достаточно выгодной добычу РЗМ даже в тех местах, где раньше она считалась нерентабельной. Во время недавнего турне Ангелы Меркель по Африке одной из остановок была Нигерия – страна, богатая редкоземельными металлами. Одной из главных целей визита госпожи канцлер было обеспечить немецким компаниям доступ к ним. Дело в том, что африканские РЗМ уже фактически прибрал к рукам все тот же Китай: раздавая кредиты местным державам, он получил привилегированный доступ к их ресурсам. Время покажет, насколько Меркель удалось исправить эту ситуацию.
В свою очередь, японские ученые обнародовали результаты многолетних исследований океанического дна. Там выявлены огромные запасы редкоземельных металлов: 80-100 млрд тонн, в тысячу раз больше, чем все разведанные месторождения на суше. Металлы содержатся в донном иле: если поднять его с площади всего 5 кв. км, можно будет покрыть годовую потребность всей мировой экономики в РЗМ.
Ну, а кроме того, Евросоюз, США и Мексика еще в прошлом году нажаловались на Китай Всемирной торговой организации. И в начале июля их жалоба была удовлетворена. “Экспортные пошлины, введенные Китаем на некоторые виды сырья, несовместимы с обязательствами этой страны, взятыми ею в рамках протокола по присоединению к ВТО и предполагающими упорядочивание экспортных пошлин”, – говорится в решении экспертов организации по данному вопросу. По их мнению, экспортные квоты, введенные Китаем, нарушают запрет на количественные ограничения в торговле, а доказательства необходимости их введения неубедительны.
Как сказал по этому поводу представитель США на торговых переговорах Рон Кирк, заявление ВТО является “большой победой для производителей и рабочих как в США, так и во всем мире”. Теперь, опираясь на выводы влиятельной торговой организации, страны-импортеры смогут выдвинуть обоснованные претензии к правительству Китая, что, возможно, позволит смягчить его экспортные ограничения. По словам Джеймса Баккуса, который ранее возглавлял Комиссию по урегулированию споров ВТО, это создаст “серьезный юридический прецедент” влияния на китайскую экспортную политику.
Таким образом, можно еще раз убедиться в том, что ВТО заботится прежде всего о беспрепятственной торговле. Национальные интересы отдельных стран, даже таких влиятельных как Китай, легко приносятся в жертву ради этой благой цели. Но настораживает вот что. КНР в настоящее время лидирует по добыче и производству РЗМ, кадмия, золота, фосфатов, цинка, железной руды, соли и ряда других полезных ископаемых. И ей буквально запрещают покидать этот пьедестал. Россия – тоже крупная сырьевая держава и тоже экспортирует природные ресурсы. Не случится ли и нам когда-нибудь столкнуться с подобным давлением со стороны ВТО, в которую мы вот-вот вступим? Не будет ли эта организация такими же методами “консервировать” Россию в роли крупнейшего топливно-сырьевого придатка Европы и США?