Китай ждет новое экономическое чудо
На фоне глобальных кризисных тенденций и нарастающих диспропорций внутри страны Китаю в последующее 10-летие предстоит сформировать новые точки экономического роста. В случае успеха это станет новым китайским чудом, полагают эксперты.
Переход власти к пятому поколению китайских руководителей завершится в марте, когда Всекитайское собрание народных представителей утвердит 59-летнего Си Цзиньпина и 57-летнего Ли Кэцяна в качестве председателя КНР и главы правительства. На прошлой неделе на XVIII съезде Компартии Китая они были избраны в новый состав ЦК, после чего Си Цзиньпина утвердили на пост генсека КПК.
На мартовском собрании, вероятно, будут более конкретно обозначены и предстоящие экономические преобразования. “Смена караула” произошла на фоне замедления темпов роста китайской экономики, в значительной мере обусловленного экономическим кризисом в США и Европе – ключевых партнеров Поднебесной. И если в предкризисный 2007 г. ВВП Китая вырос на 11,4%, то далее о двузначных показателях пришлось забыть. В прошлом году рост ВВП составил 9,2%, а в текущем предполагается на уровне 8% при официальном прогнозе Госсовета КНР в 7,5%.
В последующие 10 лет новые китайские руководители, очевидно, сосредоточатся на поддержании стабильного экономического роста на уровне не менее 7% в год, с одной стороны, а с другой – преодолении сформировавшихся внутри страны диспропорций, в частности между развитыми и слабыми регионами, между городом и деревней, а также различными категориями населения, сообщила “Вести. Экономика” сотрудник сектора стран Восточной Азии Института экономики РАН Виктория Лапердина.
“Если в 2000 г. основной вклад в рост китайского ВВП приносили инвестиции, то на сегодня инвестиционный голод в наиболее экономически развитых восточных районах страны уже утолен”, – констатировал председатель совета директоров компании “Арбат Капитал” Алексей Голубович. В этих условиях, продолжил он, новым “локомотивом” развития должно стать внутреннее потребление, рост которого до сих значительно отставал от роста экономики. В ближайшие годы Китаю, и в первую очередь китайскому ЦБ, придется искать компромисс между инфляцией (прежде всего имеются в виду цены на еду и топливо) и замедлением экономического роста, пояснил “Вести. Экономика” Голубович.
Впрочем, китайцы не были бы китайцами, если бы, наряду с запуском нового “локомотива”, не продолжили бы также использовать оправдавшие себя в прошлом механизмы. Примечательно, что уходящий глава КНР Ху Цзиньтао в своем докладе на XVIII съезде КПК назвал в числе трех движущих сил, на которые в будущем предстоит опереться Пекину, внешнюю торговлю, инвестиции и внутренний спрос, подчеркнул директор Центра азиатских исследований экономического факультета МГУ Евгений Авдокушин. “Разумеется, переориентировать экономику на внутреннее потребление будет непросто. Но в случае успеха это станет новым экономическим чудом”, – заявил “Вести. Экономика” Авдокушин.
Сейчас порядка 2/3 потребительского спроса в Китае приходится на города, в которых уже наблюдается перепотребление, сообщил замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. По его словам, рост потребления в деревнях затрудняется слаборазвитым социальным страхованием, вследствие чего тамошние жители вынуждены откладывать средства на обеспечение старости. Поспособствовала этому и реализация известной политики “Одна семья – один ребенок”, тогда как при наличии большего количества детей проблема поддержки их пожилых родителей не стояла бы столь остро, сформулировал Островский.
В 2011 г. число горожан в Китае увеличилось на 21 млн человек и составило 51,27% от общей численности населения в 1,347 млрд. При этом средний доход на одну городскую “душу”, с учетом инфляции, вырос за прошлый год на 8,4% до 21,81 тыс. юаней (около $3,45 тыс.), а в деревне соответственно на 11,4% до 7 тыс. юаней ($1,1 тыс.). Наблюдаемый с 2010 г. ускоренный рост доходов сельских жителей продолжается и в текущем году. Правда повышение доходов также оборачивается для Китая утратой одного из ключевых преимуществ в виде дешевой рабочей силы.
Эта проблема все более остро ощущается в Поднебесной, подтвердил “Вести. Экономика” Островский. Как он рассказал, крупные приморские города сегодня завешаны объявлениями с предложениями разнообразных вакансий. И если раньше источником новой рабочей силы служили менее развитые центральные районы страны, то теперь и там усиливается потребность в рабочих руках. Чтобы переломить ситуацию, Пекину необходимо более активно развивать науку и образование для обеспечения повышения квалификации работников, роста производительности труда и общего перехода от экстенсивного к интенсивному развитию производства. В противном случае в ближайшие пять лет Китай способен попасть в ловушку, риски которой еще более возрастают в связи с наметившимся старением населения. Уже в 2015 г. рост числа людей пенсионного возраста может превысить рост численности трудоспособного населения, не исключил замдиректора Института Дальнего Востока РАН.
В некоторых районах Китая уже допускается наличие второго ребенка. Хотя в целом политика “Одна семья – один ребенок” пока сохраняется, в дальнейшем, очевидно, она постепенно будет меняться, разъяснил руководитель отдела Центра исследований вопросов развития Госсовета КНР Вань Чэнцай.
Не следует ли в предстоящей 10-летке также ожидать изменения подходов Пекина к юаню? На этот вопрос “Вести. Экономика” Чэнцай ответил, что возможные изменения в статусе национальной валюты в первую очередь должны определяться состоянием экономики. На практике заявленная в начале 2000-х гг. идея конвертируемого юаня поэтапно воплощается Пекином в жизнь, конкретизировал Авдокушин. В результате, предположил он, на статус СКВ юань может выйти к 2020 г. Впрочем, указывают аналитики, пока китайской стороне вряд ли следует форсировать этот процесс, отказываясь от преимуществ, которые обеспечивает ей во внешней торговле “полуконвертируемый” юань.
Однако не усложнит ли дальнейшее внешнеэкономическое сотрудничество недавнее обострение территориального конфликта между Пекином и Токио из-за островов Дяоюйдао (японское название Сенкаку)? Как уточнил Вань Чэнцай, при установлении дипотношений между Китаем и Японией в 70-х гг. прошлого века было условлено предоставить решение этого вопроса будущим поколениям. И когда Токио, при поддержке США, национализировал три спорных острова из пяти и тем самым нарушил эти договоренности, в Китае резко ухудшилось отношение к японским товарам. Оно не изменится, пока не будет восстановлен статус-кво, предупредил руководитель отдела Центра исследований вопросов развития Госсовета КНР. И попутно призвал Москву к бдительности в отношениях с Вашингтоном, который хотел бы заставить Россию, как и Китай, “таскать для него каштаны из огня”.
Товарооборот между Россией и Китаем в прошлом году впервые превысил $80 млрд. Но более активно продвигаться на перспективном восточном направлении, в условиях сохраняющихся экономических проблем на Западе, России мешает отсталая инфраструктурная база в регионах Сибири и Дальнего Востока. К примеру, до сих пор на реках Амур и Уссури не построено ни одного моста, действующие три железнодорожных перехода на границе с Китаем перегружены, плохо развито авиасообщение, а объем грузооборота всех российских дальневосточных портов меньше аналогичных показателей не самого крупного китайского порта Далянь.
Для изменения этой ситуации создано новое Министерство по развитию Дальнего Востока и запланирован ряд крупных инфраструктурных проектов. Причем, как показал китайский опыт, осуществление подобных проектов, подразумевающих масштабные финансовые вложения, не обязательно приводит к разгону инфляции, от чего в свое время предостерегал экс-министр финансов Алексей Кудрин, напомнила Виктория Лапердина. В данном случае ссылки на китайский пример не представляются корректными, хотя бы потому, что, в отличие от российского Центробанка, перед ЦБ Китая не стояла задача поддерживать курс национальной валюты, который до сих пор остается “полуфиксированным”, возразил Алексей Голубович. По его определению, из опыта Поднебесной следует, что главное – иметь четкую стратегию развития и последовательно ее реализовывать.