Лукашенко сокращает аппарат
Президент Беларуси решил сократить к началу 2013 года от четверти до трети госчиновников. Также заметному сокращению подвергнется милиция. Эксперты не связывают это напрямую с экономией средств, хотя признают: бюджетный кризис в следующем году в Беларуси весьма вероятен.
Александр Лукашенко поручил создать госкомиссию по реформированию органов государственной власти, задача которой — подготовить самое масштабное сокращение госаппарата и МВД за все время существования независимой Беларуси. Комиссию возглавил глава администрации президента Андрей Кобяков, еще недавно работавший послом Беларуси в Москве.
«Я сегодня поручил создать государственную комиссию, ее возглавит глава администрации президента. Помощник главы государства Наталья Петкевич будет у него заместителем. Они соберут государственную комиссию по реформированию органов государственной власти», — заявил Лукашенко, принимая с докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича.
Беларусский лидер отметил: «Нам придется прилично подсократиться в государственных структурах, думаю, процентов где-то на 25—30. Внизу меньше, вверху побольше, убрав ненужные функции и значительно потом увеличив денежное довольствие и заработную плату госслужащих».
Еще одной неожиданной новостью стало известие о предстоящем сокращении беларуской милиции. «Я понимаю, что мы сразу с этой задачей не справимся, но ее тоже надо начинать. Я это говорю потому, что вы должны ориентироваться не на сокращение каких-то структур с целью увеличения других структур МВД, а на сокращение в какой-то степени в нужных размерах также и наших органов милиции», — сказал Александр Лукашенко министру внутренних дел.
По оценке руководителя гражданской кампании «Наш дом» Ольги Карач, в Беларуси сегодня порядка 140 тысяч сотрудников МВД и примерно столько же чиновников. (Население Беларуси — около 9 млн человек. — ред.) При этом статистические данные свидетельствуют, что количество чиновников как местных органов власти, так и республиканских органов госуправления из года в год увеличивается.
Заявления Лукашенко о необходимости радикального сокращения госаппарата прозвучали на фоне принятия уходящим составом парламента весьма проблемного госбюджета на 2013 год.
Министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя парламенту проект бюджета, сообщил, что доходы и расходы консолидированного бюджета окажутся в номинальном выражении на 25% больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2012 году. При этом формально прирост бюджета в следующем году превысит 8%. Харковец признает, что Беларуси в 2013 году предстоит пик платежей по внешнему госдолгу, основная сумма которых приходится на погашение прежних заимствований, привлеченных от МВФ в 2009—2010 годах.
Сумма расходов на погашение и обслуживание внешнего госдолга в следующем году составит около $3,2 млрд при сумме самого госдолга на конец 2012-го $12 млрд.
Одновременно стоимость российских энергоносителей для Беларуси в 2013 году по сравнению с 2012-м вырастет. Уже известно, например, что за природный газ Минск будет платить более $185 за тыс. куб. м против нынешних $165,5. При этом из-за вступления России в ВТО беларуские товары станут менее конкурентоспособны на российском рынке — главном для продукции беларуской промышленности.
Весь беларуский госбюджет-2013 составляет $14,3 млрд, причем $7,5 млрд сразу уходят на так называемую общегосударственную деятельность. Это расходы на чиновников — президента (и его аппарат), совет министров, депутатов всех уровней, местные органы власти, налоговиков, проведение выборов, материальные и нематериальные резервные фонды, обслуживание государственного долга.
Расходы на национальную оборону составляют $720 млн. Правоохранительные органы, в свою очередь, получают $1,23 миллиарда. Больше всего в этой части приходится на МВД и тюрьмы. При этом Беларусь — лидер среди стран СНГ по количеству милиционеров на душу населения и заключенных в тюрьмах. В свою очередь, на финансирование КГБ (более $91 млн) уходит из беларуского бюджета больше денег, чем на суды, прокуратуру, таможню.
В общей сложности из имеющихся $14,3 млрд $9,45 миллиарда уходит на финансирование системы государственного управления и карательного аппарата. Для сравнения: на финансирование всей беларуской науки направляется $176 млн.
«Это очередная имитация борьбы с бюрократией. Нужно начинать с другого конца, с того, чтобы провести глубокую ревизию функций государства», — говорит экс-кандидат в президенты Беларуси, экономист Ярослав Романчук. Многие наблюдатели, говоря о сокращении госаппарата, вспоминают советский анекдот времен застоя: «Аппарат, конечно, сократить можно, но тогда придется удлинить змеевик». Однако с необходимостью увольнять чиновников соглашаются даже самые ярые государственники.
«Сокращение госаппарата — это нормальное явление. Потому что центральный аппарат разросся до невозможности, — считает бывший депутат парламента, глава Беларуского славянского комитета Сергей Костян. — Саму администрацию президента следует сократить до минимума. Потому что там развелось множество людей, которые мешают президенту и практически отгораживают его от народа. То же самое — расплодили облисполкомы. Единственное, что надо сохранить, — это городские и районные администрации, потому что там люди действительно работают. Эти чиновники работают напрямую с населением. Именно они берут на себя всю тяжесть работы с людьми. А центральные, республиканские, областные аппараты чиновников нужно сократить до минимума».
«Я не думаю, что это сокращение связано напрямую с бюджетом, — говорит Сергей Костян. — Это связано напрямую с самой жизнью. Раньше, конечно, мешали выборы — президентские, парламентские. А теперь пришло время сокращать чиновников».
Денис Лавникевич