МСБ: есть ли жизнь после кризиса?
Уже девять месяцев, как страна официально попрощалась с кризисом и перестраивает экономику на новый лад. Подрос ВВП, оживилась розничная торговля, увеличились объемы промышленного производства. Как отразились эти перемены на самой деловитой части нашего общества? Удалось ли казахстанским предпринимателям побороть посткризисный синдром и найти свое место на Карте индустриализации?
Если верить данным Агентства по статистике РК, в январе-сентябре 2010 года количество активных субъектов МСБ выросло на 1, 1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. и составило 627 779 единиц. При этом число юрлиц малого предпринимательства увеличилось на 7,5 %, «середняков» стало больше на 2,7%, индивидуальных предпринимателей – на 0,8 %. Крестьянских хозяйств, напротив, убавилось на полпроцента. По выпуску продукции наибольший прирост наблюдался в секторе ИП – 24, 1%, а худшие показатели – у фермерских хозяйств, что логично, учитывая аномальную засуху минувшего лета. По сравнению с январем-октябрем прошлого года они «похудели» на 17,1%. Выпуск выпуска товаров и услуг всеми хозяйствующими субъектами в номинальном исчислении Выпуск продукции всеми субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-сентябрь 2010 года в сопоставимых ценах составил 4108,1 млрд. тенге, или 105,3 % к соответствующему периоду предыдущего года.
Кризис оставил малому и среднему бизнесу тяжелое наследство, Тем не менее, как показывает исследование, проведенное Центром бизнес-информации BISAM Central Asia по заказу Фонда «Даму», несмотря на трудности, предприниматели в целом настроены позитивно. О ясных перспективах своего бизнеса заявили более 47% участников опроса. Более половины респондентов намерены увеличить масштабы бизнеса; более 59% ищут пути его диверсификации. За последних 3 года 54% опрошенных предпринимателей смогли приобрести и установить новое оборудование, 37% - модернизировать действующее, 39% - произвести капремонт».
Главным тормозом развития частной инициативы остается нехватка финансовых ресурсов. В наиболее проигрышном положении оказываются фирмы и предприятия, которые занимаются производством. В последние два года из-за высоких рисков невозврата банки неохотно кредитуют реальный сектор, предпочитая суживать средства на более «быстрые» проекты в торговле или инвестировать в государственные ценные бумаги. Отсюда и высокие (от 20% и выше) ставки, и «драконовские» условия займов.
Именно на эту категорию предпринимателей и рассчитана программа «Дорожная карта бизнеса-2010». Программа предлагает предпринимателям немало привлекательных инструментов как для оздоровления существующего бизнеса, так и для запуска новых проектов. Это и льготный кредит до 3 млрд. тенге сроком до 10 лет под 14%, и субсидирование ставки (7% платит банкам государство), и отсрочка по погашению ранее выданных займов без начисления пени. Казалось бы, о чем еще может мечтать изголодавшийся по дешевым ресурсам малый и средний бизнес?
Но, как это часто бывает, не обошлось без ложки дегтя. Как признал недавно министр финансов Болат Жамишев, из средств, выделенных регионам по ДКБ-2020, за девять месяцев было освоено чуть более половины. «Хочу отметить, что регионы плохо осваивают деньги по дорожной карте бизнеса 2020: из четырех миллиардов тенге за девять месяцев регионы освоили 51% или два с лишним миллиарда тенге»,- рассказал Жамишев, выступая на заседании Правительства РК 12 октября.
Сами предприниматели уверены, что программа тормозится по вине БВУ. Банкам не выгодно продавать льготные кредитные, когда имеются свои, более дорогие, поэтому особого рвения к освоению выделенных государством денег они не проявляют. Много нареканий вызывают сроки рассмотрения заявок, процедура сбора необходимых бумажек, отсутствие четких критериев отбора. Есть претензии и к самой программе.
«Думаю, что самый главный недостаток «Дорожной карты» заключается в том, что не учитывается реальное положение дел на производстве. В последние два года многие предприятия стоят без работы или же загружены наполовину, имея большие задолженности перед банками по ранее полученным кредитам. И требование об участии в проекте собственными средствами не менее чем на 20 процентов может оказаться главным препятствием для предпринимателей», считает вице-президент НЭП Тимур Назханов.
Однако будет неверным, говорить, что ДКБ-2020 пробуксовывает на месте. кредитование МСБ медленно, но верно набирает обороты. По состоянию на 18 октября одобрено 39 проектов. Тем более, что этот год для программы пилотный, а значит, есть время учесть все «узкие» места и подкорректировать их. Во-вторых, недостаточное финансирование не единственная головная боль отечественного бизнеса.
До сих пор в деловом сообществе не стихает дискуссия по поводу «Закона о лжепредпринимательстве». Принимали закон с благой целью – очистить рынок от фирм-однодневок, специализирующихся на уходе от налогов. Но, как утверждают в союзе «Атамекен», применение этой статьи привело к тому, что за действия 400 лжепредприятий должны расплачиваться 14 тысяч честных предпринимателей по всему Казахстану. Принцип круговой поруки, когда бизнесмен несет ответственность за действия недобросовестных партнеров, ставит под угрозу будущее отечественного бизнеса, считают «атамекеновцы» и предлагают убрать из Уголовного кодекса соответствующую статью, а 21 из 77 составов экономических преступлений перевести из разряда уголовных в административные.
Летом этой проблемой заинтересовались на самом верху. 7 августа 2010 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан», который на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, включая экономическую сферу. А в конце сентября Министерство юстиции ввело особый порядок возбуждения уголовных дел по экономическим и коррупционным преступлениям. Рассматриваться такие дела теперь будут исключительно прокурорами.
В Минюсте уверены, что с введением такого порядка число уголовных дел против субъектов частного предпринимательства снизится. Таким образом курс на либерализации уголовно-правовых норм по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса был задан. Остается надеяться, что в новом, 2011 году, жить и дышать среднему классу в Казахстане будет легче.