Минэкономики обещает провести питьевую воду в каждый дом
В конце сентября Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) разработало очередную отраслевую программу «Ак-Булак» по обеспечению населенных пунктов питьевой водой на 2011-2020 годы. Главная цель документа – провести питьевую воду в каждый дом казахстанца, независимо от места его проживания – будь то сельская глубинка или город.
По данным Министерcтва охраны окружающей среды РК, постоянный мониторинг осуществляется на 54 реках, 6 озерах, 12 водохранилищах и 3 каналах. К «чистым» отнесены 8 рек, 3 водохранилища, 1 канал, «умеренно загрязненным» - 29 рек, 5 водохранилищ, 4 озера и 2 канала, «загрязненным» - 15 рек, 2 водохранилища, 1 озеро, «грязным» - 3 реки, «очень грязным» - 1 река, 2 водохранилища и 1 озеро. Река Кара-Кенгир в Карагандинской области считается «чрезвычайно грязной».
Такая серьезная ситуация с питьевой водой вынудила правительство предпринять ряд срочных мер по решению проблемы. Но проблемы с исполнением первой программы оставляет мало шансов на то, что вторая программа окажется успешнее. Как и во многих подобных случаях, вопрос может ограничиться освоением выделенных из бюджета средств, а затем – поиском крайних.
Акцент всему голова
Главная стратегическая задача новой программы построена на обещаниях специалистов в ближайшее десятилетие работать по принципу «вода в каждый дом». Предполагается подземную воду искать, наземную фильтровать, а дождевую ждать. В чиновничьей среде, это называется «отходом от строительства и переходом к системным мерам».
В отличие от старой отраслевой программы «Питьевые воды» на 2002-2010 годы, новая просто игнорирует такое понятие, как оптимизация бюджета. Старая программа обошлась бюджету, сначала в 115 млрд. тенге, а позже, по просьбе Министерства сельского хозяйства РК, до 300 млрд. тенге, в то время как новая – в 90 млрд. тенге в год. За десять лет новая программа «скушает» 900 млрд. тенге.
При этом исполнителям пытаются создать режим наибольшего благоприятствования. На выделенные деньги планируют строить, а средства на ремонт водопроводов собирать у населения. О том, что население попытаются вынудить платить больше, свидетельствуют слова министра финансов РК Болата Жамишева. «Если тарифы не будут предполагать содержание этих основных средств, - сказал он, - абсолютно незачем тратить деньги на то, чтобы основные средства приобрести и, затем, они бы пришли в негодность». Как говорится, о величине роста тарифов потребителей известят позже.
Вопрос, почему специалисты в период до 2010 года не заводили воду в дома, а оставляли ее на улице, похоже, мало кого волнует.
По мнению эксперта Эдуарда Полетаева, властям ничего другого не остается, как попытаться довести воду до каждого дома. «В некоторой степени это снизит темпы внутренней миграции населения из депрессивных регионов в крупные мегаполисы. Недостатки старой программы как раз заключались в том, что, с одной стороны, водники строили в населенный пункт водовод, а, с другой стороны, там уже и людей не оставалось. Поэтому надо не просто протянуть водовод, но и развести воду по домам, чтобы люди ощутили реальное улучшение качества жизни», - считает Полетаев.
Правильная арифметика
Согласно официальной статистике, количество сельских жителей, пользующихся привозной водой, стремится к нулю. Так, 13 июля на селекторном совещании в правительстве министр сельского хозяйства РК Акылбек Куришбаев привел следующие данные: если в 2002 году привозной водой пользовались 445 тыс. человек, то на 1 января 2010 года этот показатель снизился до 83 тыс. человек.
Среди регионов, где произошло резкое улучшение ситуации, назвали Южно-Казахстанскую, Атыраускую, Карагандинскую и Акмолинскую области. Так как в Жамбылской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской области количество населенных пунктов, пользующихся привозной водой, увеличилось, именно туда, по всей видимости, и будут строить основное количество водоводов по новой программе.
Вместе с тем, согласно определению «безопасная чистая вода», разработанному ООН в программе Цели Развития Тысячелетия, ситуация с питьевой водой в Казахстане находится между отметками «хорошо» и «отлично», согласно официальным данным, более 90% населения имеет доступ к безопасной воде. Но радоваться рано. В частности, профессор географии университета Ноттингем Сара О*Хаара предупреждает, что эти данные необходимо учитывать вкупе с такими факторами, как способ доставки, снабжение, качество и надежность снабжения. При таком подходе количество людей, пользующихся по-настоящему безопасной водой, упадет ниже 30%.
По словам Полетаева, важно, чтобы сам источник воды был чист. «Любой медик подтвердит, что качество воды ухудшается по мере доставки воды от источника к конечному потребителю. Либо ржавеет внутри труб, либо водовод не герметичен, и туда может попасть что угодно. Судя по объемам финансирования, на этот раз будут использованы качественные материалы», - продолжает эксперт.
Хорошо забытое старое
Надо думать, воспоминания о старой программе «Питьевые воды» у его исполнителей не самые радужные. Деньги, конечно, потратили, но потом за ними пришли.
В частности, прокуроры, которые по итогам проверок назначили 17 строительно-экономических экспертиз, внесли 131 представление и 23 иска, из которых удовлетворены 12 на общую сумму 73 млн. тенге. Это ничтожно малая часть бюджета старой программы.
О качестве проведенных по старой программе работ свидетельствуют факты. Только на реализацию программы в Северо-Казахстанской области было затрачено 10 млрд. тенге. Но вода появилась далеко не в каждом поселке, а иногда ее нет там, где она есть по документам. В одних поселках новый водовод стал сразу же протекать, других – замерз зимой и с тех пор не подает признаков жизни, третьих – прорвало только что уложенные трубы. Как 20 августа сообщил телеканал КТК, в райцентре Смирново водонапорная башня просто упала. Ее строили быстро, практически на глазок. Башня стоимостью 13 млн. тенге проработала несколько месяцев.
В середине октября не менее странные вещи произошли в Шымкенте, где лопнул новый водовод ценой в 700 млн. тенге. В результате без воды остались более 4 тыс. человек. Восстанавливать водовод будут за счет государства, так как фирма-подрядчик, строившая водовод, ликвидирована.
Как заявил ведущий инженер водоканала г.Шымкента Асетулла Аширимбетов, при строительстве водовода допущены много различных нарушений: во многих местах просела земля, не везде есть пожарные гидранты, почти все колодцы без люков.
По мнению Полетаева, в целом перспективы новой программы неплохие. «Правда, при условии решения двух ключевых задач. «Надо срочно решить проблему дефицита специалистов-водников, способных обеспечить мониторинг воды. Еще одна задача: наладить жесткий контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на программу. Если правительство сумеет их решить, то перспективы программы могут стать обнадеживающими», - резюмирует эксперт.