Мировой автопром купается в деньгах
Производство автомобилей никогда еще не было столь прибыльным бизнесом. В 2016 году 17 крупнейших автостроителей планеты заработали суммарную прибыль в размере 104 миллиардов евро. Это не только на 10 миллиардов больше, чем годом раньше, но и самый высокий показатель за всю историю мирового автопрома, подсчитали эксперты Центра автомобильного менеджмента (CAM) в немецком городе Бергиш-Гладбахе.
На пять компаний приходятся 60 процентов суммарной прибыли
Согласно исследованию, эксклюзивно предоставленному немецкой экономической газете Handelsblatt, мировыми лидерами по абсолютным размерам операционной прибыли являются Toyota, Daimler и General Motors (GM). У японского гиганта показатель Ebit (прибыль до уплаты процентов и налогов) превысил в прошлом году 17 миллиардов, немецкий концерн заработал 12,9 миллиарда, а американская корпорация – 11,9 миллиарда евро.
На эти три компании приходятся, таким образом, 40 процентов прибыли всего мирового автопрома. Если прибавить к ним Ford (9,8 миллиарда) и BMW (9,4 миллиарда), то пятерка лидеров, состоящая из одной японской, двух немецких и двух американских фирм, обеспечивает отрасли 60 процентов ее Ebit.
Эксперты CAM сравнили и другой ключевой финансовый показатель – операционную рентабельность, т.е. соотношение Ebit к выручке. Судя по диаграмме, опубликованной в номере Handelsblatt от 3 апреля, больше всего на каждом проданном автомобиле – 13,5 процента – зарабатывает японская компания Subaru. Второе место занимает BMW – у него прибыльность продаж составила в прошлом году 10%. За ним идут Daimler (8,4%), Toyota (7,8%) и GM (7,5%).
BMW и Daimler – чемпионы по рентабельности
Однако Subaru – всего лишь нишевый автостроитель, поэтому в данном контексте его вполне можно вынести за скобки. Так что реальными лидерами по рентабельности в мировом автопроме можно считать немецких производителей автомобилей премиум-класса BMW и Daimler. К такому выводу наряду с CAM приходит и международная консалтинговая компания Ernst & Young (EY). Она провела собственное исследование, результаты которого тоже 3 апреля обнародовало агентство dpa.
В то же время ведущими автостроителями планеты по объемам продаж, напоминают и CAM, и Ernst & Young, по итогам 2016 года стали Volkswagen (VW) и Toyota. У обеих компаний сбыт превысил 10 миллионов автомобилей, но немецкий автостроитель, несмотря на дизельный скандал, впервые сумел на несколько десятков тысяч единиц обогнать своего давнего японского конкурента.
Однако по размерам прибыли, указывает EY, новый крупнейший автостроитель мира занял лишь 14 место. А CAM отмечает, что рентабельность у VW составила всего 3,3 процента. Так что немецкому концерну хоть и удалось по валовому показателю обойти японского гиганта, но финансовые характеристики у него по-прежнему существенно хуже.
У Toyota значительно выше и прибыль, и рентабельность, и, как результат, рыночная капитализация. Суммарная стоимость акций японской корпорации составляет, к большому удовольствию ее акционеров, 186 миллиардов евро, а у Volkswagen – 69 миллиардов. Мало того, японская компания стоит на бирже больше, чем все американские автоконцерны вместе взятые, подсчитали специалисты CAM.
Андрей Гурков