На автотранспорт приходится 27% грузооборота Казахстана
Доля автотранспорта в грузообороте республики ежегодно растет в среднем на 10%. Об этом говорится в апрельском аналитическом обзоре ATFBank Research «Автотранспорт Казахстана: набирает вес». По наблюдениям аналитиков, после замедления роста в 2009 году, автомобильный транспорт в минувшем году снова ускорил динамику.
«Пережив серьезное падение грузооборота в 90-е годы, и железнодорожный, и автомобильный транспорт демонстрируют поступательный рост. Однако, как более мобильный вид транспорта, а также на фоне существенно меньшей капиталоемкости – автомобильный транспорт развивается более быстрыми темпами. Его доля в общем грузообороте в Казахстане без учета трубопроводов в 2010 году достигла 27%, при этом доля железнодорожного транспорта, соответственно, опустилась до 72%», - говорится в обзоре.
Немаловажным преимуществом для автомобильного транспорта также выступает более высокая густота автодорог – более 30 км на 1 тыс. кв. км. территории по сравнению с ж/д, где она составляет всего 5 км на 1 тыс. кв. км. территории.
Периодическая нехватка вагонов на железной дороге также склоняет чашу весов в пользу автоперевозчиков. Несмотря на кризисные явления, грузооборот автотранспортной отрасли за последние три года только ускорился и прибавил около 26% против 3% роста в транспортной отрасли в целом. В обзоре в частности говорится, что удельный вес автотранспорта в общем грузообороте страны к 2015 году возрастет до 32% с 27% в настоящее время.
«Долгосрочный среднегодовой рост реального ВВП Казахстана мы видим близким к 6%. Данные нашего эконометрического анализа показывают, что 1% рост валового внутреннего продукта приводит к увеличению грузооборота на 1,7%. Соответственно, грузооборот автотранспортной отрасли будет расти в среднем приблизительно на 10% в год», - отмечается в обзоре.