Нефть потяжелела
Месторождения легкой нефти, которой традиционно были богаты страны Ближнего Востока, постепенно истощаются, и им приходится учиться добывать тяжелую нефть
Главным преимуществом Саудовской Аравии до сих пор были крупные месторождения высококачественной легкой нефти. Но спрос на энергоресурсы в мире растет, добыча на многих простых для разработки месторождениях снижается, и теперь саудовцы пытаются осваивать проекты с тяжелой нефтью. Это говорит о том, что стране становится все сложнее резко наращивать добычу в случае катаклизмов, и не способствует снижению цен на нефть в долгосрочной перспективе, отмечают эксперты.
«Легкая в добыче нефть заканчивается», — констатирует Алекс Мантон, аналитик по Ближнему Востоку консалтинговой компании Wood Mackenzie. По его словам, на основных месторождениях в странах Персидского залива уже добыто более половины нефти; после этого объемы добычи традиционно начинают сокращаться. Правда, в регионе много тяжелой нефти — извлекаемые запасы в странах Ближнего Востока составляют около 78 млрд баррелей, что в 3,5 раза превышает все нефтяные запасы США.
Согласно данным Геологической службы США, извлекаемые запасы тяжелой нефти в мире составляют 434 млрд баррелей, еще 2,962 трлн баррелей пока добыть нельзя. «Когда люди говорят, что нефть заканчивается, они не учитывают тяжелую нефть, а ее запасы огромны. Вопрос лишь в разработке [новых] технологий», — говорит Эми Майерс Джаффе, возглавляющая энергетический форум в Rice University.
Новые технологии как раз и пытаются применить в Саудовской Аравии и Кувейте, которые владеют месторождением Вафра. Сейчас на нем добывается легкая нефть, но запасы тяжелой составляют около 25 млрд баррелей. Саудовская Аравия пригласила Chevron, которая уже полвека добывает тяжелую нефть, например в Калифорнии и Таиланде. Обычно для этого в пласты закачивают горячий пар, который нагревает нефть, делает ее менее вязкой и более текучей, облегчая подъем на поверхность. Однако в Вафре все гораздо сложнее, чем в других регионах мира. Здесь, как и в основном на Ближнем Востоке, нефть залегает в толстых пластах известняка, также содержащих минералы, которые могут забиваться в трубы.
Еще сложнее ситуация с двумя необходимыми для этой технологии ресурсами — водой и электроэнергией. Самые успешные проекты с использованием пара расположены там, где в избытке есть пресная вода и дешевое топливо для ее подогрева (обычно это природный газ). И с тем и с другим в Саудовской Аравии и Кувейте большие проблемы. Chevron, например, использует соленую воду из тех же резервуаров, в которых залегает нефть, но ее надо очищать. Все это заставляет некоторых экспертов сомневаться в экономической обоснованности проекта. Компании трудно будет получить существенную прибыль, полагает Роберт Тороный, бывший инженер Chevron, а ныне — директор по операционной деятельности консалтинговой компании Quantum Reservoir Impact в Хьюстоне. Проект будет прибыльным при ценах на нефть выше $60-70, утверждают в Chevron.
Тестовый проект Chevron рассчитан на четыре года и $340 млн. Результаты пока обнадеживают. В ноябре 2010 г. добывалось 1500 баррелей в день, в семь раз больше, чем до того, как компания начала использовать технологию с горячим паром в 2009 г.
Если Саудовская Аравия и Кувейт решат всерьез разрабатывать тяжелую нефть на месторождении Вафра с помощью горячего пара, проект предполагает бурение 19 000 скважин и добычу 6 млрд баррелей. «Это масштабный проект на миллиарды долларов, на 25-30 лет инвестиций и бурения», — говорит заместитель председателя совета директоров Chevron Джордж Киркланд. Компания не раскрывает предполагаемую стоимость проекта, но представители Кувейта ранее говорили о $10 млрд в течение 10 лет.
Интерес к проекту огромен, утверждает Ахмед Аль-Омер, президент подразделения Chevron в Саудовской Аравии: буровой комплекс посещали принцы, эмиры, министры и послы. В других странах региона, в частности в Бахрейне, Омане, Абу-Даби, тоже пытаются начать добывать тяжелую нефть. «Всем странам Ближнего Востока придется заняться разработкой запасов тяжелой нефти. До сих пор они об этом даже не задумывались», — говорит Эндрю Гоулд, гендиректор Schlumberger.