Опять копить
Излишки сырьевых доходов не должны превращаться в новые расходы, а с 2012 г. нужно вернуться к жестким правилам использования всех доходов от нефти и газа.
Вчера на сайте Кремля были опубликованы поручения Медведева по итогам совещания с членами правительства 28 декабря 2010 г. Президент потребовал к 1 апреля представить предложения о возможном отказе в 2011 г. от расходования дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. К этому же сроку он ждет поправки в Бюджетный кодекс (БК), устанавливающие с 2012 г. новый порядок использования всех нефтегазовых поступлений. Ответственным назначен Путин.
Эти пункты попали в поручение по инициативе Минфина, сказал сотрудник администрации президента. Бюджет 2011 г. сверстан с дефицитом в 3,6% ВВП при цене барреля нефти марки Urals в $75. К 2015 г. стоит задача сбалансировать бюджет, говорил министр финансов Алексей Кудрин.
В этом году цена нефти может оказаться выше прогноза, заложенного при составлении бюджета, а это значит, что в казне будут дополнительные конъюнктурные доходы, сказал директор департамента Минфина Алексей Лавров. "Если не направлять их на увеличение расходов, то можно будет сократить дефицит, т. е. уменьшить заимствования или использование средств резервного фонда", - объясняет он. Если цена на нефть окажется выше, фонд не нужно тратить вообще, говорил Кудрин: это снизит инфляционные риски.
Экономить сверхдоходы Россия начала в 2004 г., когда правительство создало стабилизационный фонд: в него поступали все дополнительные нефтегазовые доходы при цене нефти свыше $20, с 2006 г. цена отсечения выросла до $27. В 2008 г. он был разделен на два фонда: резервный и национального благосостояния. Тогда же в БК появилось понятие нефтегазового трансферта, который тратится на погашение ненефтегазового дефицита. Размер трансферта предполагалось сокращать с 6,1% ВВП в 2008 г. до 4,5% в 2010 г., а с 2011 г. и далее - не более 3,7%. С того же года предельный размер ненефтегазового дефицита не должен был превышать 4,7%.
Но из-за кризиса правительство отказалось от жесткой бюджетной политики. Нормы, ограничивающие использование нефтегазовых доходов, были заморожены сначала до 2013 г., а затем до 2014 г. В 2010 и 2011 гг. они целиком идут в бюджет, а размер ненефтегазового дефицита превысит 10% ВВП.
Уже скоро нужно будет формировать параметры бюджета до 2014 г. и именно сейчас надо принимать принципиальное решение о бюджетных правилах на долгосрочную перспективу, уверен Лавров. Необходимы законодательные правила использования нефтегазовых доходов, которые позволят сохранить устойчивость бюджета при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, отмечает он. Решения, какими они будут, пока нет, говорят Лавров и чиновник Минэкономразвития.
Варианты могут быть разными, рассуждает чиновник Минфина: восстановление с другими значениями ранее действовавших ограничений, аналог еще более раннего механизма цены отсечения или новый механизм. Еще один вариант - использовать нефтегазовые доходы в объеме, заложенном в первоначальном варианте бюджета, добавляет чиновник Минэкономразвития.
У президента и правительства единая логика - нужно рационально использовать нефтегазовые доходы, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Трудно поверить, чтобы в предвыборный год власти удержались от роста расходов, скептична Юлия Цепляева из BNP Paribas. "При нашем госдолге дефицит 3,6% или менее 3% - это выбор между хорошим и лучшим, важнее, что бюджет все более зависит от цены на нефть", - говорит она. При нынешних темпах роста расходов возврат к экономии нефтегазовых доходов невозможен или цена на нефть должна быть выше $100, замечает Цепляева.
Объемы нефтегазовых доходов последние два года были близки к 10% ВВП и вернуться к 3,7% ВВП за короткий период, например к 2015 г., правительство не сможет, согласна директор Центра развития НИУ Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. "Придется закладывать более реальную траекторию: увеличить максимально допустимый объем доступных для использования доходов или достигать ранее намеченных показателей, но в долгосрочной перспективе", - считает она. Возвращаться к цене отсечения нельзя, разумнее сохранить схему с предельными величинами нефтегазового трансферта по отношению к ВВП - она успешно работает в Норвегии, резюмирует Акиндинова.
Описка президента
Медведев поручил установить "предельную величину нефтегазового дефицита федерального бюджета". Очевидно, имелся в виду ненефтегазовый дефицит (т. е. без использования сырьевых доходов), говорят чиновники Минфина и Минэкономразвития.
Максим Товкайло, Евгения Письменная, Филипп Стеркин