PayPal вновь стал самостоятельным игроком на рынке
С 20 июня международная платежная система PayPal стала самостоятельным игроком на рынке. Акции компании были выставлены на биржу NASDAQ в понедельник по цене в $40 за штуку, и уже к концу первого дня выросли на 5%. Стоимость всей PayPal составляет $49,1 млрд. После разделения стоимость акций eBay снизилась с $67 до $28, а общая оценка компании упала до $34,17 млрд.
Ранее акции PayPal также котировались на бирже. В 2002 году проект украинца Макса Левчина и американца Питера Тиля провел одно из первых успешных IPO после известного краха доткомов. В первый же день стоимость акций компании выросла с $13 до $22. PayPal, с 13 млн активных пользователей, удалось привлечь $70 млн на IPO. А меньше чем через год платежную систему купил интернет-аукцион eBay за $1,5 млрд. Причиной послужила большая популярность PayPal среди покупателей интернет-аукциона: 65% всех платежей совершались именно через эту платежную систему.
Спустя десять лет бизнес PayPal вырос до 170 млн активных пользователей по всему миру, с ежегодным доходом в $7,9 млрд. В структуре eBay платежная система была не просто удобным вариантом для оплаты, а приносила уже 44% всех доходов, и эта доля продолжала расти. Как и в случае с Yahoo-Alibaba, высокая стоимость котировок eBay была обусловлена именно наличием PayPal в качестве дочерней компании.
В 2014 году один из богатейших трейдеров в США (состояние $24,5 млрд) Карл Айкан, который специализируется на корпоративных скандалах, выкупил 2% eBay, и сразу же предложил разделить интернет-аукцион с платежной системой, сделав PayPal независимой компанией. По словам Айкана, это позволило бы PayPal развиваться активнее, особенно с учетом повышения активности конкурентов от Google и Apple. К тому же трейдер не избегал возможности указать, что самостоятельно PayPal будет стоить гораздо дороже, нежели в структуре eBay.
После разделения компаний в понедельник 20 июля слова Айкана подтвердились: PayPal стоит на $16 млрд дороже eBay. В интервью Forbes USA Дэн Шульман, CEO PayPal, отметил, что продолжает поддерживать партнерские отношения с CEO eBay Дэвидом Вингом. У компаний остались договоренности о продолжении сотрудничества, но теперь PayPal сможет активнее работать и в других направлениях. «Сейчас мы открыты к сотрудничеству с любым потенциально интересным клиентом на планете», – добавил Шульман.
Украина? Пока США и Азия
Вопрос прихода PayPal в Украину остается главным на повестке дня в стране. Представители американской платежной системы на вопрос «Когда?» традиционно отмалчиваются. Со стороны НБУ и ряда инициативных групп мы видим шаги в сторону адаптации местного законодательства под легализацию бизнеса международных платежных сервисов. К примеру, был изменен закон «О порядке регистрации платежных систем» и закон «О платежных системах и переводе средств».
В своей колонке для Forbes руководитель украинской фриланс-биржи Олег Топчий предположил, что такие шаги могут поспособствовать приходу PayPal в страну. Но ожидать этого в ближайшее время нельзя. «В Грузии на запуск системы ушло два года. Поэтому раньше 2016 года ждать PayPal в Украине не стоит», – добавил Топчий.
Согласно информации источников WSJ, сегодня первостепенный интерес для PayPal представляют два крупнейших глобальных игрока: американский Amazon и китайский Alibaba. В разговоре с Forbes Шульман отметил, что не хотел бы комментировать этот вопрос, но не исключил возможного партнерства: «Мы ведем переговоры со многими партнерами по всему миру».
Впрочем, лучше слов говорит последнее приобретение Шульмана. За несколько недель до разделения с eBay компания PayPal приобрела сервис для перевода платежей Xoom за $890 млн. На текущий момент Xoom работает в 37 странах по всему миру, включая Индию и Китай – ключевые регионы роста для многих американских компаний в последнее время. Не стал исключением и PayPal: на встрече с акционерами еще в марте Шульман отметил, что именно Китай представляет наибольший интерес для развития компании. С Украиной, как и следовало ожидать, Xoom не работает.
Вызов
Перед PayPal в общем и Шульманом в частности стоит огромный вызов. Компании необходимо доказать, что она все еще способна развиваться в окружении целого ряда мощных конкурентов. Речь, конечно же, о собственных платежных сервисах Apple, Google и Samsung, которые были запущены в течение последнего года.
В октябре 2014 года для Штатов компания Apple выпустила платежный инструмент – сервис Apple Pay. За 9 месяцев работы компании удалось подключить 700 финансовых организаций и более 1 млн партнеров для приема оплаты через Apple Pay. После WWDC`15 также появилось сообщение о сотрудничестве Apple со стартапом Square: он будет выпускать специальные терминалы для малого бизнеса, которые позволяют принимать оплату с iPhone и Apple Watch. Сейчас 2/3 бесконтактных платежей в США проходят через Apple Pay, а с июля сервис работает и в Британии. Руководство Apple ведет переговоры с тем же Alibaba для запуска Apple Pay в Китае.
Еще одной проблемой для PayPal стали мессенджеры. Благодаря тесной привязке к смартфонам мессенджеры постепенно становятся средством для перевода денег между пользователями. Около года тому назад такую услугу запустили для Snapchat, а весной тестирование начали и в Facebook Messenger. Сейчас в компании Марка Цукерберга планируют создание инструмента для проведения покупок прямо из социальной сети. В азиатских WeChat и Line услуга перевода денег доступна уже более года.
По мнению аналитика RBC Capital Марка Махони, сейчас думать о конкуренции следует не столько PayPal, сколько именно eBay. «Нужно понимать, что перед PayPal открываются огромные перспективы в плане роста, тогда как eBay застопорилась. И теперь руководству компании необходимо что-то менять», – заявил Махони в интервью Bloomberg. Чтобы поддержать уверенность инвесторов в будущем компании, eBay увеличила программу выкупа акции до $2 млрд.
Шульман же добавил, что сейчас у компании большие перспективы, и укрепление на рынках Азии и Южной Америки позволит увеличить популярность PayPal в мире. «Мы вошли в новую стадию роста. Сейчас наша задача сделать PayPal не просто кнопкой для оплаты, а стать частью международного рынка с оборотом в $25 трлн», – подытожил Дэн Шульман.
Илья Кабачинский