Приватизация госкомпаний в СНГ может иметь негативное влияние на рейтинги - Fitch
Приватизация государственных предприятий в России и других странах СНГ с последующим ослаблением государственной поддержки и снижением доли госсобственности до менее 50% может привести к негативным рейтинговым действиям в отношении примерно 60% рейтингуемых госкомпаний, считает международное рейтинговое агентство Fitch Ratings.
Агентство полагает, что, несмотря на недавние заявления об ускорении приватизации, российское правительство, скорее всего, сохранит контрольные пакеты во многих стратегически значимых компаниях.
Fitch ожидает, что реализация планов приватизации будет длительным и политически чувствительным процессом. Однако готовность государства продолжать предоставлять поддержку компаниям в госсобственности, а также масштаб такой поддержки, со временем могут уменьшиться. При изменении структуры собственности Fitch будет рассматривать влияние на рейтинги в каждом случае индивидуально.
Планы приватизации в России находятся на более продвинутой стадии, чем в других странах СНГ, но есть возможность, что другие страны СНГ последуют этому примеру.
Снижение доли государства до менее 50% не обязательно повлечет за собой рейтинговое действие, если государственная поддержка останется без изменений или по-прежнему будет существенной. Однако если уменьшение доли госсобственности до миноритарного пакета акций будет сопровождаться значительным сокращением или полной отменой государственной поддержки, то рейтинги соответствующей компании будут пересмотрены с учетом ее самостоятельных характеристик бизнеса и финансовых позиций.
Среди всех государственных компаний в России и других странах СНГ Fitch рейтингует на основе самостоятельной кредитоспособности немногим более трети эмитентов (например, ОАО Газпром и КазТрансГаз), а почти половина компаний рейтингуется с применением подхода «сверху-вниз» (например, ОАО АК Якутскэнерго и ОАО РусГидро) когда рейтинги отсчитываются вниз от рейтингов государства.
С учетом текущей оценки агентством Fitch самостоятельной кредитоспособности рейтингуемых компаний, приватизация государственных предприятий, в результате которой в госсобственности останутся миноритарные пакеты акций, а господдержка существенно сократится или будет отменена, скорее всего, приведет к негативному влиянию на рейтинги примерно 60% рейтингуемых эмитентов. Во многих случаях чистым преимуществом от наличия государственной поддержки является превышение рейтингом самостоятельной кредитоспособности на один уровень.
После прекращения поддержки рейтинги станут в полной мере обусловленными ситуацией соответствующей компании, а не суверенным рейтингом.
В некоторых случаях самостоятельная кредитоспособность компании находится на одном уровне с рейтингом, учитывающим господдержку, или может укрепиться к моменту приватизации. Это означает, что рейтинги компании могут остаться неизменными, если государство станет миноритарным акционером. Например, хотя рейтинги ОАО НК Роснефть («BBB−»/прогноз «Позитивный») учитывают государственную поддержку, которая дает превышение рейтингом на один уровень кредитоспособности компании на самостоятельной основе, собственная кредитоспособности Роснефти существенно улучшилась с 2007 г. В результате Fitch пересмотрело прогноз по рейтингам компании на «Позитивный» 25 марта 2011 года.
Кроме того, если будет проведена полная приватизация, Fitch будет оценивать относительную кредитоспособность новой материнской структуры и договоренности между материнской и дочерней структурами (включая финансирование приобретений).
В течение нескольких последних недель российские власти заявляли о том, что приватизация российских компаний в госсобственности в таких секторах, как транспорт, ТЭК, телекоммуникации и финансовые услуги может быть ускорена, и государственный контроль в некоторых случаях может быть ослаблен. Ожидается, что пересмотренный план приватизации будет окончательно определен к началу августа 2011 года. Это является частью недавних широких мер со стороны российских властей по сокращению государственного контроля над экономикой.