Проект китайского «автобуса будущего» TEB (Straddling Bus) может оказаться аферой
Китайские СМИ утверждают, что нашумевший проект футуристических автобусов-тоннелей TEB, способных «парить» над дорожными пробками, является ничем иным, как крупномасштабной аферой.
Сама идея, положенная в основу TEB, не нова и зародилась еще в 1969 году. Затем в 2010 году инженер Сонь Южу попытался вдохнуть в проект вторую жизнь, но безуспешно. Проект удалось поставить на ноги только с третьей попытки. По крайней мере, так казалось еще недавно. В мае этого года компания Transit Explore Bus привезла на выставку International High-Tech Expo в Пекине макет автобуса, а на прошлой неделе отрапортовала о первых полевых испытаниях рабочего прототипа. Об этом событии написали многие зарубежные СМИ, но вместе с восторгом проект получил немалую порцию критики, а в адрес его создателям посыпались обвинения в мошенничестве.
Во-первых, TEB проехал всего 300 метров. Во-вторых, производителям позже пришлось признать, что испытания проводились не на обычной дороге, а на специальном треке. Более того, о моделировании реальных дорожных условий в данном случае даже и говорить не приходится. Не лишним будет отметить еще один факт: по данным Global Times, главный инженер проекта закончил лишь несколько классов школы и не имеет высшего образования.
На данный момент не до конца понятно, каким образом автомобили будут проезжать сквозь TEB. Дело в том, что дно TEB поднимается над поверхностью дорожного покрытия на высоту всего 2,1 м, тогда как ограничение по высоте для других транспортных средств на китайских дорогах достигает 4,5 метров. В вопросе объезда дорожных знаков, светофоров и согласования движения с другими транспортными средствами – пока также нет полной ясности. В конце концов, поскольку TEB передвигается по рельсам и корректнее называть его трамваем, чем автобусом, потребуется вносить соответствующие изменения в дорожную инфраструктуру. И едва ли это будут копеечные расходы. На этом основные спорные моменты заканчиваются.
Что же касается обвинений в мошенничестве, соответствующие материалы опубликовали одновременно несколько государственных СМИ, в числе которых Global Times и Sina. Приведенные ими доказательства выглядят, мягко говоря, не слишком убедительными, но все же. Авторы статей акцентируют внимание на том, что краудфандинговая кампания по сбору средств на выпуск TEB проводилась онлайн без участия финансовых посредников и без каких-либо гарантий для инвесторов. Также упоминается, что государственные органы, в частности, Комиссия муниципального развития и реформ Циньхуандао, а также Шанхайский университет транспорта, отказываются признавать какую-либо связь с проектом, тогда как в TEB ранее заявляли о тесном сотрудничестве с вышеупомянутыми организациями.
Оправдаются ли эти обвинения, узнаем уже в следующем году, когда будет (или не будет) проведено полномасштабное тестирование TEB.