Развитые страны радуются дешевой нефти
Избыток предложения может увеличить экономики от углеводородов и затормозить развитие альтернативной энергетики
Чем грозит мировой экономике снижение цен на нефть? Ответ зависит от причины этого снижения, и от того, как долго продлится период дешевой нефти. В целом, мировая экономика выиграет, но в бочке меда, как всегда, не обошлось без ложки дегтя. Наиболее важные последствия ждут страны, экспортирующие нефть. В числе наиболее уязвимых экономик – Россия, и, пожалуй, многие страны этому только порадуются. Но не все так просто. По словам Кирилла Рогова из московского Института Гайдара, эта динамика может привести к осложнениям как в политическим, так и в экономическом плане. С конца июня и по настоящее время цены на сырую нефть упали на 38%. Весьма существенный спад. Но в период с весны 1985 года и до конца лета 1986 года обвал был куда более глубоким. Также в начале 1980-х цены также быстро падали – этот нефтяной кризис предшествовал развалу Советского Союза и был спровоцирован двумя факторами: сокращение потребления энергоресурсов и увеличение объема добычи, спровоцированное двумя «нефтяными шоками», а также появление крупных добывающих стран, не входящих в ОПЕК (Мексика и Великобритания).
На этот раз ситуация во многом похожа, особенно в части предложения. По данным Международного энергетического агентства, поставки нефти из стран, не входящих в ОПЕК, а также поставки сжиженного природного газа могут вырасти с 50.5 млн. баррелей в день до 56.1 млн. в 2020 году. Доля производителей вне ОПЕК, таким образом, вырастет с 58% до 60%. Более 64% от общего объема прироста приходится на Северную Америку. За этой динамикой стоит добыча нетрадиционной нефти – так называемой «трудноизвлекаемой нефти» в США и Канаде. Между тем, объем добычи ОПЕК, в целом, останется прежним. Революционные технологии в сфере добычи трудноизвлекаемой нефти уже привели к радикальным изменениям на рынке. Объем добычи жидких углеводородов в США вырос на 4 млн. баррелей в день за последние четыре года. По данным HSBC, в этом году прирост составит 1.4 млн. баррелей в день. Ливия также восстанавливает свои объемы добычи. И, наконец, прогнозы по уровню мирового спроса неожиданная экономическая слабость в Еврозоне, Японии и Китае стали причиной снижения мирового спроса примерно на 0.5 млн. баррелей в день в этом году. Чтобы остановить падение цен на нефть, ОПЕК должен сократить объем добычи примерно на 1 млн. баррелей в день. Но картель, а точнее Саудовская Аравия, отказалась делать это, что привело к удешевлению этого энергоносителя.
Продолжится ли нисходящая динамика, насколько сильно может еще подешеветь нефть? Не берусь прогнозировать: эластичность цен сейчас настолько низкая, а маржа между спросом и предложением такая тонкая, что сейчас очень сложно ошибиться с предположениями. Если Саудовская Аравия в скором времени добьется своей цели и подорвет добычу трудноизвлекаемой нефти, которая требует более высоки инвестиций и затрат, падение цен окажется временным. Более того, многие надеются на дешевую нефть, как на подспорье в восстановлении экономики, которое, в свою очередь, вернет спрос на нефть. Также в HSBC утверждают, что «по историческим меркам свободные мощности на мировом уровне остаются крайне низкими, и в основном они сконцентрированы в Саудовской Аравии». И все же, страна еще может сократить объемы добычи.
На данном этапе пока не ясно, имеем ли мы дело с долгосрочным структурным спадом цен. Но, предположим, что эта динамика будет развиваться еще в течение некоторого времени. Какими будут последствия? Их шесть. Во-первых, снижение цены на нефть на 40 долларов ежегодно переводит 1.3 трлн. долларов (примерно 2% от мирового объема добычи) от производителей потребителям. Внушительная сумма. Если учесть, что потребители тратят деньги охотнее и быстрее производителей, это должно стимулировать мировой спрос. Во-вторых, падение цен на энергоносители приведет к снижению уже и без того низкой инфляции. Отсюда вытекают два неблагоприятных фактора: снижение инфляционных ожиданий и угроза того, что центральный банк проигнорирует угрозу растущей базовой инфляции. В целом, первый фактор на данном этапе опаснее. В-третьих, снижение цен на энергоносители повысит рентабельность отраслей с высоким энергопотреблением. В то же время, оно снижает прибыли и инвестиции добывающих компаний. В секторе энергетики могут начаться банкротства, в первую очередь, пострадают компании с высокой долей заемных средств. Насколько сильно это отразится на кредиторах – сказать сложно.
В-четвертых, дешевая нефть ведет к перераспределению доходов от чистых экспортеров в пользу чистых импортеров. В первую очередь выиграют Еврозона, Япония, Китай и Индия. Штаты сейчас являются чистым экспортером. Однако больше всего достанется тем, кто полагается на нефть, как на основной источник дохода. Это, в числе прочих, Иран, Россия и Венесуэла. В-пятых, падение цен на энергоносители приведет к изменению цен на активы. Валютные курсы добывающих стран окажутся под давлением, и эта тенденция уже хорошо просматривается на примере курса рубля. Акции компаний, выигрывающих от низких цен на нефть, напрямую или косвенно, вырастут. Итогом может стать новый пузырь на фондовом рынке.
И, наконец, снижение цен может вновь подсадить экономики на углеводородную иглу, заставив забыть об альтернативных источниках. Возможно, страны смогут поднять налог на нефть, или, по крайней мере, урезать бессмысленные субсидии на потребление. Любое здравомыслящее правительство должно воспользоваться этой возможностью. К сожалению, число таких правительств в современном мире стремится к нулю. Также пока не известно, насколько долго продержится этот период низких цен. Однако в той степени, в которой они являются следствием переизбытка предложения, а не дефицита спроса, мировая экономика от этого только выиграет.
По материалам The Financial Times
Теги: нефть