Развивающиеся экономики предоставлены сами себе

Развивающиеся экономики предоставлены сами себе

Заявление, сделанное президентом Европейского центрального банка Марио Драги после недавнего заседания Совета управляющих, удивительным образом напоминает слова, произнесенные председателем ФРС США Джанет Йеллен в Конгрессе: они оба заявили, что их политические решения будут приниматься с учетом только внутреннего положения в стране. Иными словами, развивающиеся страны, хотя и страдают от побочных эффектов монетарной политики развитых стран, предоставлены сами себе. Данное обстоятельство подтверждает то, что уже давно известно властям развивающихся стран. В 2010 г. – после того, как ФРС объявила о третьем раунде количественного ослабления – министр финансов Бразилии Гидо Мантега обвинил развитые страны в ведении мировой «валютной войны». В конечном счете, развитые страны направляли огромные и нестабильные потоки капитала на крупные развивающиеся рынки, что привело к росту их валютных курсов и снижению конкурентоспособности в сфере экспорта. Впоследствии президент Бразилии Дилма Русеф назвала это явление «денежным цунами». В последнее время столь же сильно ощущается влияние отмены монетарных стимулов со стороны развитых стран. С прошлого мая, когда ФРС объявила о намерении сократить программу закупки активов, капитал стал менее доступным и более дорогостоящим для развивающихся экономик – подобное изменение особенно болезненно для стран, которые из-за наличия огромного дефицита текущего счета зависят от иностранных финансов. Из-за этого Рагурам Раджан, председатель Резервного банка Индии, назвал политику развитых стран «эгоистичной», заявив, что «международному сотрудничеству в валютной сфере положен конец».

Конечно, у развивающихся стран полно собственных проблем. Но нельзя отрицать, что эти страны стали жертвами монетарной политики развитых экономик, что привело к усилению волатильности потоков капитала в последние три десятилетия. Согласно Прогнозу Международного валютного фонда по мировой экономике (апрель 2011 г.), несмотря на усиление волатильности потоков капитала по всему миру, в развивающихся странах она выше, чем в развитых экономиках. Финансовые циклы, состоящие из бумов и спадов, в основном вызваны потрясениями в развитых странах, однако именно они в первую очередь определяют экономические циклы на развивающихся рынках. Кроме того, побочные эффекты монетарной политики развитых экономик не ограничиваются финансовыми потрясениями. Развивающиеся экономики также страдают от последствий дисбалансов во внешних расчетах развитых стран – в особенности из-за раздувающегося профицита текущего счета еврозоны. В последние несколько лет дефицитные экономики на периферии Еврозоны – и недавно Италия – провели значительную внешнюю корректировку, при этом Германия и Нидерланды сохранили крупные профициты. В результате бремя компенсации растущего профицита Еврозоны в значительной мере легло на развивающиеся экономики, способствуя замедлению темпов роста в этих странах.

Как раз такие побочные эффекты и должно было предотвратить международное сотрудничество в валютной сфере – подобное «процессу взаимной оценки», запущенному Большой двадцаткой в 2009 г. МВФ создал сложную систему многостороннего контроля макроэкономической политики крупнейших стран, включая «консолидированные отчеты о многостороннем контроле», «отчеты о побочных эффектах» для так называемой «системной пятерки» (США, Великобритания, еврозона, Япония и Китай) и «отчеты по внешнему сектору» с оценкой мировых дисбалансов. Однако эта система оказалась крайне неэффективной в плане предотвращения побочных эффектов – не в последнюю очередь потому, что ФРС и ЕЦБ просто игнорируют данный момент. Учитывая, что американский доллар и евро – две основные международные резервные валюты, следует считать побочные эффекты новым стандартом. В довершение всего закон об ассигнованиях в размере 1 триллиона рублей для выполнения операций федеральным правительством, согласованный Конгрессом в прошлом месяце, не предусматривает какие-либо средства для рекапитализации МВФ, основного средства международного сотрудничества в валютной сфере. Данное решение означает еще одно препятствие на пути проведения реформ МВФ, которые направлены на увеличение влияния развивающихся экономик.

Учитывая значительные преимущества, которые дают мировой экономике стабильные и процветающие развивающиеся страны – о чем свидетельствует та роль, которую они сыграли в обеспечении мирового роста после недавнего кризиса – то изменить существующее положение вещей в интересах каждого. Большая двадцатка и Международный валютный и финансовый комитет МВФ должны поработать над тем, чтобы реальность соответствовала принципам сотрудничества в сфере макроэкономической политики. Для этого следует считать недавние заявления Драги и Йеллен отправной точкой.

Хосе Антонио Окампо, Project Syndicate