Рынок компьютеров замер в 2011 году - аналитики
Согласно аналитическим выкладкам IDC, пик рынка ПК наблюдался в третьем квартале 2011 года, когда мировые поставки компьютеров достигли отметки в 96,1 млн единиц, чуть больше, чем в следующем квартале (95,8 млн единиц). Но в 2012 году поставки ПК упали на 4%, а в этом году падение может составить внушительные 8%. Аналитик IDC Боб О“Доннел, указывая на III квартал 2011 года, говорит: “Весьма вероятно, тогда и был пик”.
Неясно пока другое: движется ли рынок ПК неуклонно вниз, или же на определенном этапе будет достигнут минимум и положение стабилизируется. Господин О’Доннел склоняется ко второму варианту: “Я думаю, что индустрия может вернуться к росту с текущего момента”. Специалист по Microsoft Эл Гиллен из IDC соглашается: “Мы не прогнозируем постоянное сокращение, ПК-бизнес не вошел в стадию свободного падения, в которой через годы он исчезнет. Но то, что происходит — это потеря импульса роста”.
Раньше IDC считала, что во второй половине текущего года поставки рынка ПК помогут несколько компенсировать существенное сокращения первых двух кварталов, а в 2014 году возможен даже небольшой рост поставок. Теперь компания пересматривает свои прогнозы на III и IV кварталы в худшую сторону (цифры пока не называются). Другая аналитическая компания, Gartner, наблюдает ту же тенденцию.
Так или иначе, но IDC и Gartner сходятся во мнении, что 2014 год станет знаковым для рынка ПК. Если поставки компьютеров в следующем году возрастут, то 2013 год станет низшей точкой. Продолжение сокращения поставок и в 2014 году может существенно подорвать любые компании, чрезмерно полагающиеся на традиционные ноутбуки и настольные системы — прежде всего, речь идет, конечно, о Microsoft, чьи ключевые продукты Windows и Office зависят от продаж новых ПК.
Аналитики из IDC и Gartner выражают осторожный оптимизм относительно того, что 2014 год станет более успешным для ПК-бизнеса. Менее месяца назад Gartner выступила с прогнозом, что в 2014 году будет продано 329 млн ПК, включая отдельную категорию “ультрамобильные системы” — это на 1,1% выше прогнозов на 2013 год.
Боб О“Доннел из IDC также видит луч света в результатах второго квартала на рынке США, где продажи снизились по сравнению с тем же периодом прошлого 2012 года лишь на 1%. Аналитик отмечает, что рынок США обычно задает тенденции на остальных рынках, а на нем во втором квартале стали проявляться положительные сдвиги. Частично это обусловлено корпоративными обновлениями накануне полного прекращения поддержки Windows XP в апреле 2014 года.
Однако аналитик Самир Синг не разделяет оптимизма относительно возрождения ПК-индустрии в течение ближайшего года — по его мнению, этого не произойдет ввиду необратимого спада интереса покупателей к традиционным ПК, который заключается в изменении модели использования компьютеров. Речь идет об уходе от традиционных ПК к планшетам. И в некоторых случаях — особенно на рынках развивающихся стран, где распространение ПК никогда не было повсеместным — новая модель подчас целиком перенаправляет интерес новых покупателей на смартфоны, а затем в качестве логического следующего шага — на планшеты. Поставки планшетов, по словам господина Синга могут обойти ПК уже в третьем квартале года — по крайней мере, не позже четвертого квартала. По мнению аналитика, тенденции вполне могут привести к дальнейшему спаду на рынке ПК — существует реальная вероятность сокращения поставок компьютеров до уровня 65—70 млн единиц за квартал. Если эти прогнозы точны, то речь идет об откате индустрии к уровню 2007—2008 годов, а падение может достичь 28% по сравнению с пиком в 2011 году.
Господин О“Доннел признает, что сейчас прогнозы делать сложно, но аналитик убежден, что рынок ПК не должен упасть ниже стабильной планки в 290 млн ПК в год (примерно на 20% ниже пиковых показателей). “Чем больше люди будут проводить времени с планшетами, я полагаю, тем они больше будут осознавать, что планшеты не являются полноценной заменой ПК”, — считает он.
Также аналитики сходятся во мнении, что ответом на спад рынка ПК является проведенная недавно реорганизация бизнеса Microsoft, в рамках которой ключевые потребительские операционные системы Windows, Windows RT и Windows Phone были объединены в подразделение Operating Systems Engineering Group под началом главы Windows Phone Терри Майерсона. Компания стремится компенсировать потери за счет роста влияния на мобильном рынке и продаж устройств. У Microsoft есть время на то, чтобы новая стратегия начала работать: люди не перестанут вдруг использовать Windows — пока ПК будут продаваться, Windows будет оставаться актуальной — это в некоторой степени снимает давление и позволяет сконцентрироваться на долгосрочной стратегии.
Теги: рынок