Россияне потеряли веру в российскую нефть и устойчивость экономики
Россияне стали осторожнее тратить деньги и больше не ориентируются на высокие цены на нефть, свидетельствуют данные отчета HSBC. На настроения потребителей повлиял опыт последнего кризиса и негативный настрой в экономике, поясняют аналитики. Такая осторожность может потянуть вниз рост всей экономики страны, прогнозы по которому эксперты уже и так урезали.
"Впервые за долгие годы существенный рост цен на нефть не оказал большого позитивного влияния на внутренний спрос", - отмечают аналитики HSBC в прогнозе по четвертому кварталу 2011 года. Потребители и инвесторы усвоили урок 2008 года и перестали делать расчеты своих будущих трат, основываясь на ценах на "черное золото", а непрекращающийся поток негативных новостей о глобальной экономике заставляет их быть начеку вдвойне. Однако то, что цены на нефть с февраля превышают 100 долл. за баррель, должно "внушать некоторую уверенность и в конечном итоге повлиять на рост потребления и вложений в основной капитал", не теряют оптимизма эксперты.
Слабые показатели роста ВВП в первом полугодии и низкий уровень внутреннего спроса заставили аналитиков HSBC снизить прогноз по росту экономики в этом году с 5,5 до 4,2% и с 4 до 3% в следующем. "Рост цен на нефть оказывает существенно меньшее влияние на внутренний спрос, чем до кризиса, и с большим временным лагом", - говорит главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Эта тенденция снижает динамику развития экономики страны, зато делает ее устойчивой.
Однако "возможное снижение цен на нефть на 10-20 долл. за баррель не приведет к таким негативным последствиям, как в 2008 году", отмечает он. Вместе с тем без восстановления хоть слабого, но все же положительного роста экспорта избежать сползания в стагнацию будет сложно. "Снижение или стагнация внешнего спроса трансформируется в стагнацию промпроизводства и грузоперевозок в России и в конечном счете подрывает внутренний спрос", - поясняет г-н Морозов.
Эту тенденцию можно объяснить тем, что увеличение цен на нефть не привело к увеличению доходов, говорит профессор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Но у этой теории есть существенный недостаток: не исключено, что падение доходов в 2011 году связано с тем, что люди просто стали уходить "в тень" после увеличения социальных налогов, рассуждает он. "Цены на нефть не могут расти бесконечно, и более того, их волатильность только усилилась в последние годы", поэтому население готово делать собственную "подушку безопасности", полагает экономист.
"Люди после кризиса ведут себя более осторожно, это нормальное психологическое состояние", - согласен член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Кроме того, основной скачок внутреннего спроса наблюдался в прошлом году. В этом году он не должен быть большим - доходы населения упали на 7%.
Не легче и бизнесу. "Спрос на производимую продукцию отечественных предприятий снижается. Притом что цены на некоторые виды продукции и так были снижены, удалось избежать еще более сильного падения спроса", - говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло. Предприятия с пессимизмом смотрят в будущее: "В июле только 22% респондентов считали, что неопределенность мешает запускать инвестиционные программы. В октябре их количество увеличилось до 43%", - отмечает г-н Цухло.
"Мы входим в ситуацию "новой нормальности", процесс охлаждения экономики оказывает влияние на все макроэкономические процессы", - объясняет происходящее главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Рост потребления раньше происходил в основном благодаря кредитам, а после кризиса 2008 года и домохозяйства, и компании стали относиться осторожнее к наращиванию долговой нагрузки.
Основная масса населения никогда и не ориентировалась на стоимость нефти, скептичен директор ЦКИ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, индекс потребительской уверенности растет, сегмент потребительского кредитования увеличивается, реальные денежные доходы населения растут, хотя темпы роста сбережений снижаются. Розничный товарооборот за январь-сентябрь увеличился на 9%, согласен с ним директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.