США стали в очередь за китайскими деньгами
В ходе четырехдневного визита в США председателя КНР Ху Цзиньтао между двумя странами были подписаны экспортные соглашения на $45 млрд. Более 70 контрактов на поставку в Китай продукции американских компаний охватывают такие отрасли экономики, как авиационная промышленность, производство автомобилей с гибридными двигателями, сельское хозяйство, машиностроение, разработка программного обеспечения, газовая отрасль и железнодорожный транспорт.
Самым дорогостоящим контрактом стало соглашение на поставку в Китай 200 самолетов Boeing на общую сумму в $19 млрд. Глава компании Boeing Джим Макнерни был одним из высокопоставленных представителей американского бизнеса, участвовавших во встрече Барака Обамы и Ху Цзиньтао в Белом доме. Соглашения с Китаем подписали и такие крупные американские компании, как General Electric, алюминиевый гигант Alcoa, аэрокосмическая корпорация Honeywell, производитель ядерных реакторов и оборудования для АЭС Westinghouse, а также Caterpillar, специализирующаяся на строительной и горнодобывающей технике. Кроме того, в администрации президента США сообщили, что Китай инвестирует в экономику США около $3 млрд.
Барак Обама, для которого одной из основных внутренних экономических проблем является высокий уровень безработицы, заявил, что соглашения с Китаем "поддержат порядка 235 тыс. рабочих мест в США". "Наблюдая то, как растет и расширяется социальная прослойка среднего класса в Китае, мы можем надеяться, что в ближайшие годы сможем удвоить экспорт наших товаров в Китай, это, в свою очередь, будет способствовать увеличению количества рабочих мест в США",- утверждает Барак Обама.
Руководство США уверяет, что обе страны заинтересованы в экономическом процветании друг друга. "В то время, когда некоторые сомневаются в преимуществах сотрудничества между США и Китаем, этот визит имеет шанс продемонстрировать простую истину: мы невероятно заинтересованы в успехах друг друга, во взаимосвязанном мире, в глобальной экономике. Мы будем более процветающими и более уверенными, если будем работать вместе",- заявил президент Обама, завершая встречу с Ху Цзиньтао. Американский президент также сообщил, что он получил от китайского лидера заверения в том, что компании из США не будут подвергаться дискриминации в борьбе за контракты правительства Китая.
В то же время между США и Китаем сохраняются острые разногласия в области валютной политики. В ходе каждой двусторонней встречи США протестуют против искусственного занижения курса китайского юаня, которое дает преимущества китайским экспортерам, осложняет американских работу компаний на огромном китайском рынке и ведет к разрастанию дефицита США в торговле с Китаем. Со своей стороны Китай недоволен решением Федеральной резервной системы влить в экономику США $600 млрд. посредством приобретения облигаций казначейства, которое приведет к притоку в Китай спекулятивного капитала и подхлестнет и без того высокие темпы инфляции. Китайские власти утверждают, что многие факторы говорят о том, что "обменный курс юаня не является главной причиной несбалансированности китайско-американской торговли".
После того, как Народный банк Китая заявил о намерении повышать гибкость юаня, за семь месяцев его курс вырос на 3,6%, с 6,83 за $1 в июне 2010 г. до 6,5883 юаня за $1. Барак Обама приветствовал шаги правительства КНР, направленные на повышение гибкости национальной валюты. При этом президент США заявил, что юань "по-прежнему недооценен" и что "необходима дальнейшая коррекция его обменного курса".
По его словам, если курс юаня возрастет, это подстегнет спрос на внутреннем рынке Китая и поможет решить правительству Китая проблему с инфляцией. "Мы будем продолжать следить за стоимостью китайской валюты, которая должна определяться рыночными показателями. Это необходимый элемент успешности системы, в которой страны не будут пользоваться незаслуженными экономическими привилегиями",- заявил президент Барак Обама. В итоге стороны выпустили совместное заявление, в котором говорится, что они "будут отслеживать эффект, оказываемый на мировую экономику валютной политикой".
Ведущие развитые страны, которые столкнулись с нехваткой финансовых ресурсов, рассчитывают оживить свою экономику с помощью китайских денег и крупных контрактов, которые стимулируют производство и рабочие места. Так, в конце 2010 г. в ходе визита во Францию председателя КНР Ху Цзиньтао между китайскими и европейскими компаниями были подписаны контракты на сумму $22,7 млрд. (EUR16 млрд.). Самый дорогостоящий контракт заключил европейский авиапроизводитель Airbus на поставку в Китай 102 самолетов. Общая сумма этой сделки составила $14 млрд. Премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону в ходе визита в Китай удалось подписать коммерческие соглашения на меньшую сумму, которая составила $2,5 млрд. США, которым удалось договориться с Китаем о контрактах на $45 млрд., в погоне за китайскими деньгами оставили европейцев далеко позади.