Создано устройство для управления протезом, которое внедряют в мозг через вены
Учёные Университета Мельбурна создали устройство «стентрод» (stentrode), способное при внедрении в мозг человека считывать сигналы нервных клеток — нейронов.
Разработка новинки ведётся в рамках программы Reliable Neural-Interface Technology, финансируемой DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency, агентство передовых оборонных исследовательских проектов министерства обороны США). Устройство имеет миниатюрные размеры, что позволяет имплантировать его через кровеносные сосуды. Это значительно безопаснее, чем имплантация с помощью хирургической операции.
Учёные проверили правильность концепции с помощью экспериментов на овцах. Исследования показали, что «стентрод» обеспечивает «высокую точность измерений» активности клеток головного мозга. В частности, в экспериментах с овцами исследователи занимались измерением сигналов части мозга, ответственной за произвольные движения.
Стенты, помимо других функций, являются медицинским инструментом для очистки кровеносных сосудов. Исследователи в данном случае использовали доступную технологию стентирования и превратили стент в нечто новое, добавив массив электродов в корпусе из материала, достаточно жёсткого, чтобы их удерживать, но вполне гибкого, чтобы маневрировать в кровеносном сосуде.
Как и обычные стенты, «стентрод» доставляется по кровеносному сосуду, в данном случае расположенному в шее. Достигнув места назначения, «стентрод» расширяется, чтобы зафиксировать положение, после чего начинает поставлять данные о нейронной активности. Это устройство можно будет использовать для управления протезами конечностей или экзоскелетом, а также, в дальнейшем, для дистанционного управления различными механизмами и роботами.
Учёные лаборатории Vascular Bionics Laboratory при Университете Мельбурна разместили один из «стентродов» в поверхностной (корковой) вене в двигательной зоне коры головного мозга овцы. Устройство оказалось достаточно успешным, поэтому исследователи перейдут к испытаниям на людях, начиная со следующего года. Испытания будут проводиться в Управлении научно-исследовательских работ ВМС США в Мельбурне.