Страны Юго-Восточной Азии объединяются, чтобы противостоять Китаю
Стоимость рабочей силы в Китае растет, открывая новые возможности перед другими развивающимися странами, ведь производители стремятся к удешевлению себестоимости своих товаров, пишет The Wall Street Journal.
Но рябь на воде от роста зарплат в Китае достигла новых границ, став одной из причин недовольства рабочих в таких странах, как Камбоджа и Бангладеш.
Конкурентоспособного уровня зарплат недостаточно. Чтобы составить достойную конкуренцию Китаю, этим странам потребуется модернизация основной инфраструктуры и других сфер экономики.
Только примерно пятая часть всех крупных американских и европейских компаний, опрошенных банком Credit Suisse, сообщили, что с легкостью могут перенести производство из Китая в другие страны благодаря наличию развитых китайских каналов поставки и логистической инфраструктуры. Примерно 90% заявили, что перемещение производства будет сопряжено с высокими издержками.
Китай становится все более дорогим, поэтому экономисты считают, что инвестиции неизбежно потекут в другие регионы, за счет чего будет ускорено развитие логистической цепи и производственной инфраструктуры.
"Инвесторы ринулись в Китай за дешевой рабочей силой, на 15 лет забыв про другие регионы", - говорит старший специалист по экономике Азиатского региона гонконгского отделения банка HSBC Фредерик Ньюман, добавляя, что повысив зарплату рабочим, власти Китая "освободили место для других стран с дешевой рабочей силой".
Самый яркий пример - Юго-Восточная Азия с населением примерно 600 млн человек. Когда-то он был излюбленным местом вложения капитала, пока его не затмил Китай. В прошлом году месячный доход среднего вьетнамского рабочего составлял 136 долл. В Индонезии данный показатель равнялся 129 долл. Для сравнения, в Китае - 413 долл.
Но на пути Юго-Восточной Азии стоят огромные барьеры: неразвитая правовая система и коррупция. Также существует вероятность, что рабочие, узнав о росте зарплат в Китае, тоже потребуют прибавки.
"Если не все, то большинство стран ориентируются на Китай, когда речь идет о ценовой политике", - заявил в ходе пресс-конференции президент гонконгской компании Li & Fung Ltd Брюс Роковиц. Данной компании удалось смягчить последствия роста издержек за счет перемещения бизнеса в такие страны, как Индонезия и Вьетнам.
Некоторые страны юго-восточной Азии, в числе которых Камбоджа, Вьетнам и Индонезия, не могут принять у себя крупные промышленные предприятия из-за недостаточно развитой инфраструктуры, хотя стоимость рабочей силы здесь ниже, чем в Китае.
Отдельные страны юго-восточной Азии слишком малы, чтобы принять огромное количество рабочих мест, перемещенных из Китая.
Лидеры региона продвигают идею создания к 2015 г. единого рынка и производственной платформы путем объединения данных стран. Если проект удастся реализовать в полном объеме, то квалифицированным специалистам будет легче переехать из одной страны в другую, а процедура таможенного контроля будет упрощена.
Странам юго-восточной Азии удалось привлечь инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, в частности, со стороны Азиатского банка развития. В результате появилось три крупных сухопутных торговых коридора с высококачественными магистралями между Таиландом, Камбоджой, Вьетнамом и Лаосом.
Многие компании развивают подобные проекты самостоятельно. В швейной индустрии, более дюжины поставщиков в Юго-Восточной Азии недавно подписали соглашение о более тесной интеграции их каналов поставки за счет строительства магистралей, связывающих швейные фабрики в таких странах, как Камбоджа, с поставщиками сырья в Таиланде и других соседствующих территориях. Фактически компании договариваются о совместной реализации товара. Таким образом, они смогут конкурировать с китайскими производителями, которые, как правило, совмещают все стадии производства готовой одежды от пряжи, ткани и пуговиц до пошива.
В перспективе регион Юго-Восточной Азии должен будет функционировать как единое государство, состоящее из нескольких штатов, считает председатель камбоджийской ассоциации производителей одежды Ва Соу Йенг. "У нас много различий, но мы стремимся к объединению, чтобы отвоевать бизнес у Китая", - говорит он.
Малазийская PCCS Group является одной из участников проекта. Она ведет свою деятельность в Китае и Камбодже. За последние полгода компания повысила зарплату сотрудникам двух своих фабрик в Китае на 50%. При этом в связи с дефицитом рабочей силы они работали менее чем на половину своей мощности, сообщает помощник генерального директора PCCS.
В Камбодже, напротив, на рынке труда спрос превышает предложение. Со временем ситуация должна измениться, но любое давление, скорее всего, смягчится после того, как для оптимизации распределения более крупного резерва рабочей силы компания недавно пописала соглашение о партнерстве с тайской ткацкой фабрикой. Вместе они намерены объединить усилия с ритейлерами готовой одежды в Гонконге.