Центробанк РФ предпринимает меры против сомнительных торговых операций с Казахстаном
Центробанк России рекомендует своим территориальным учреждениям «проводить встречи» с руководителями и владельцами кредитных организаций, клиенты которых проводят курс доллара к тенге в Нур-Султане сомнительные операции в ходе торговой деятельности с Казахстаном; такая рекомендация содержится в письме регулятора № 111-Т, пишет деловое издание «Ведомости».
Приходить на встречи нужно вместе с клиентами, которых ЦБ заподозрил в сомнительных операциях, следует из письма. Сомнительными ЦБ считает любые сделки по ввозу товаров с территории Казахстана, если оплата приходит на счета в третьих странах.
В июне ЦБ напомнил банкам, что они могут быть вовлечены в отмывание доходов по схеме фиктивного импорта, если их клиенты проводят товарные сделки с Казахстаном, перечисляя деньги за пределы республики. Пользуясь отсутствием границ внутри Таможенного союза, импортеры создают видимость поставки товара, в счет оплаты которого выводят деньги за рубеж. По оценкам ЦБ, в 2012 г. таким образом через Казахстан могло быть выведено 10 миллиардов долларов, через Белоруссию – до 15 миллиардов долларов.
По закону ЦБ не может требовать от банков встреч с клиентами, поэтому пожелания выпускаются в форме рекомендаций, поясняет изданию президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Сейчас такой практики нет, говорят опрошенные «Ведомостями» банкиры. Но рекомендации ЦБ – это указания к действиям: если их не выполнять, последствия для банка в том или ином виде наступят, не сомневается Парфенов.
Присутствие клиентов понадобится для того, чтобы они объяснили экономическое содержание операций, а также подтвердили или опровергли фактическое нахождение на территории России ввезенного товара из Казахстана, говорится в письме. «По сути, ЦБ говорит следующее: не пришли к регулятору – пеняйте на себя», – категоричен предправления одного из банков.
Сотрудник аппарата правительства РФ считает, что такой контроль за операциями клиентов, занимающихся торговой деятельностью с Казахстаном, не нарушает никаких соглашений о функционировании единого экономического пространства или Таможенного союза: «Свобода капитала – одна из базовых вещей Евразийского экономического союза, но его планируется создать после 2014 г. Это более высокая степень интеграции, чем единое экономическое пространство».
По словам человека, близкого к Росфинмониторингу, Казахстан и Белоруссия – стратегические партнеры России, со стороны Казахстана может последовать негативная реакция на такое пристальное внимание. Отчет о прогрессе Казахстана fatf(Международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) удовлетворительный, говорит он. «Пока никаких претензий от казахских коллег мы не получали, – замечает чиновник Минэкономразвития. – Это не ограничение на движение капитала, а борьба с серыми схемами. Казахстанское направление вообще проблемное, оттуда поступает большая часть серого импорта».